Детских интересов, а не против нее. Из инстинктов ребенка надо сделать своих
Союзников, а не врагов. Надо создавать потребность в общечеловеческой речи -
Тогда появится и речь. Опыт говорит за это. Когда ученики, выпущенные из школы,
Приходят туда через 5-б лет, то обычно ок азывается, что жизнь довершает дело
Школы. Если глухонемые бывают поставлены в такие жизненные условия, что речь для
Них необходима, они ее развивают и овладевают ею всецело. Если же они на
Задворках жизни остаются приживалами, то возвращаются к немоте.
Наша специальная школа не только не может "окунуть ребенка в речь", по
Выражению Штерна, но все в ней организовано так, чтобы убить потребность в
Устной речи. Речь рождается из потребности общения и. мысли; мысль и общение
Являются в результате приспо собления к сложным жизненным условиям. А. Гуцман
Справедливо говорит, что большинству выпущенных из школ глухонемых недостает
Умения справляться с явлениями и требованиями общественной жизни (1910, с. 6).
|
|
Происходит это, конечно, от того, что сама школа изолирует детей от мира. Все
Должно в общем оставаться по-старому, формулирует Ф. Вер-нер итог спора с
Противниками чистого устного метода. Все должно быть перестроено по-новому для
Того, чтобы устный метод мог принести плоды, говорим мы. Совместное обучение с
Нормальными детьми, выдвигавшееся много раз (Гразер и др.), сейчас, к сожалению,
Не может еще стать вопросом ближайшей очереди, но лозунг Гразера есть и наш
лозунг: "Мы должны дойти до того, чтобы каждый начальный учитель умел об учать и
Глухонемых и, следовательно, чтобы каждая начальная юкола вместе с тем была и
училищем для глухонемых" (цит. по кн.: Ф. Вернер, 1909, с. 35). Пока мы не дошли
До этого, мы должны всячески приближать школу к жизни, училище глухонемых к
Обыкнове нной школе (на последнем конгрессе социального обеспечения слепых,
проходившем в Штутгарте в августе 1924 г. (см.: "Жизнь слепых" 1924 г. №
Немецкая система отдельного воспитания слепых была подвергнута
Сокрушительной критике. Ей была против опоставлена американская практика
Возможно теснейшего общения и сотрудничества со зрячими. То же несомненно
Произойдёт и с глухими). Мы должны вернуться к положению М. Гилла (11) о том,
Что следует развивать речь у глухонемого ребенка так же, как жизн ь создает ее у
Нормального. Выход здесь не в немецкой, или французской, или итальянской
Системе, а только в приближении к жизни. Г. Венде (12), делая обзор развития
Обучения глухонемых в Германии, правильно отмечает три эпохи: 1) Am Anfang war