В этом - всё ее своеобразие.
Такая тенденция нашла выражение в 1926 г. в Германии, где был поднят вопрос о
Перемене названия вспомогательной школы (Hilfsschule). Дети и родители видят в
Старом названии нечто оскорбительное, перевод в эту школу ставит клеймо на
репутацию ребенка, никто не хочет идти в "школу для дураков"; самый факт
Пребывания ребенка в этой школе воспринимается как снижение его социальной
Позиции. Адлерианцы говорят, что эта школа развивает у ребенка
Minderwertigkeitsgefuhl-чувство неполноценности, которое бо лезненно отражается
На общем развитии. Даже на учителя такой школы падает тень неполноценности.
Предлагались новые названия: лечебно-педагогическая, особая,
Врачебно-педагогическая школа. Пока подходящего названия так и не нашли.
Вероятно/потому, что не в одном названии дело, а во всей общественной и
педагогической установке вспомогательной школы, в том, чтобы она не была "школой
для дураков" и чтобы воспитание, даваемое ею, было - не по имени только - общим
|
|
Социальным воспитанием, проводимым в ст ране. Мы имеем в виду попытку дать
Отражение связей между основными жизненными явлениями (природа, труд, общество),
Развить научное мировоззрение у умственно отсталого ребенка, выработать у него в
Школе сознательное отношение к будущей жизни.
Традиционная вспомогательная школа идет по линии наименьшего сопротивления,
Приноравливаясь и приспосабливаясь к отсталости ребенка: отсталый ребенок с
Величайшими трудностями овладевает абстрактным мышлением - поэтому школа
Исключает из своего матери ала все, что требует усилия отвлеченной мысли, и
Основывает обучение на конкретности и наглядности. Принцип абсолютного
Господства наглядности переживает сейчас серьезный кризис, аналогичный кризису
Того же принципа в общей школе. В самом деле, должна ли школа идти по линии
Наименьшего сопротивления и только приспосабливаться к отсталости ребенка? Не
Должна ли она, напротив, бороться с отсталостью, направлять работу по линии
Наибольшего сопротивления, т. е. на Преодоление затруднений в развитии ребенка,
Создаваемых дефектом? В. Элиасберг, изучавший психологию и патологию абстракции,
Справедливо предостерегает против абсолютного господства наглядности во
Вспомогательной школе. Оперируя исключительно конкретными и. наг лядными
Представлениями, мы тормозим и затрудняем развитие отвлеченного мышления,