Обозначение, выдвинутое из-за практического удобства.
Научное изучение этих форм детского развития еще не зашло так далеко, чтобы
Мы могли располагать более точными определениями. В частности, в последнее время
Справедливо указывают на то, что проблема трудновоспитуемости не должна
Ограничиваться только детским возрастом. В самом деле, в поведении взрослого
Человека мы очень часто сталкиваемся с такими формами, которые представляют
Прямую аналогию с детской трудностью, и если взрослых нельзя назвать
Трудновоспитуемыми, потому что мы их не воспитываем, то все же эти люди трудны.
Пытаясь раскрыть это понятие, ссылались на случаи, когда взрослые люди
Оказывались трудными в семье, на производственной или общественной работе.
Удалось конкретно указать, что с психологической стороны у них действительн о
Имелись точно такие же проявления их трудности и другие признаки, как и у детей.
Иначе говоря, речь шла о таких формах характера или степени одаренности
|
|
Человека, которые в его общественной приспособленности, деятельности, поведении
Приводили к ряду трудностей и недостатков. Проблема все более расширяется, и
Наиболее серьезные психологи Америки, работающие в этой области, предлагают ее
Выделить в особую отрасль психологического знания, которую они предварительно
называют "психологической серединк ой", имея в виду при этом не такие нарушения
Нервной деятельности, которые принимают уже невропатологические или
Психопатологические формы, но которые, оставаясь в пределах нормы, тем не менее
Представляют серьезнейшие трудности, мешающие правильному процессу воспитания,
Общественной трудовой деятельности, личной, семейной жизни человека.
Позвольте мне, ввиду необычайной сложности и обширности этой темы,
Остановиться только на двух основных пунктах, имеющих центральное значение. Это
Проблема образования детского характера и проблема детской одаренности, потому
Что трудные дети в огромн ой массе прежде всего представляют сложность в
Отношении этих двух областей. Перед нами обычно или труднообучаемый ребенок,
Вследствие плохой или низкой одаренности, или трудновоспитуемый, вследствие
Каких-нибудь установок в его поведении, черт характ ера, которые делают ребенка
Неуживчивым. С ним трудно сладить, он не подчиняется школьной дисциплине и т. д.
Обратимся к проблеме трудного характера или проблеме образования детского
Характера.
1.
В последнее время проблема характера в психологии подвергается ревизии,