Различна и сама интеллектуальная отсталость. Так, говорят о легкой

Интеллектуальной отсталости. Здесь сама отсталость и ее компенсация могут

Протекать независимо одна от другой и даже переходить в антитезу настолько, что

Одно звено представляет собой компенсацию другого, ущербленного звена. Это будет

Называться практическим интеллектом. Практическим интеллектом современные

Психологи условно называют способность животного или ребенка к разумным

Действиям. Исследование В. Келера над обезьяной показало, что способность к

Целесообразному действию не обязательно связана со способностью ра зумного

Рассуждения. Наблюдения говорят, что ребенок, который в теоретическом отношении

Кажется глубоко отсталым, в отношении практического интеллекта, практического

Действия оказывается значительно впереди. В области практического

Целесообразного дей ствия он продвинулся гораздо дальше, чем в теоретическом

Развитии. Липманн применил методику Келера к исследованию имбецилов и нашел, что

При огромной интеллектуальной отсталости их практический разум оказался

Значительно выше интеллектуального; целая группа этих детей оказалась способной

К разумному действию. Липманн ставил чрезвычайно интересный опыт: он предлагал

Испытуемым разрешить одну и ту же задачу сначала действием, а затем

Теоретически. Задача заключалась в том, чтобы снять какой-то предм ет с

Качающейся подставки. Когда испытуемый подходил к предмету и пробовал его

Достать, результат был один, когда же он начинал рассуждать, характер

Рассуждений был иной. Испытуемый не мог теоретически разрешить головоломки,

Практически же он прекрасн о ее разрешал. Изучение интеллекта умственно отсталых

Детей уже давно показало, что очень часто на практике ребенок бывает гораздо

Более находчив, чем в теории, что он умеет целесообразно действовать и гораздо

лучше "думать" руками, чем головой. Некоторые исследования показали, что

Практический и теоретический интеллект могут находиться в обратном отношении

Друг к другу и что именно из-за недостаточности абстрактног о мышления у ребенка

Усиленно развивается практический интеллект, и наоборот.

Позволю себе пояснить это относительно культурного развития. И культурное

Развитие, и практический интеллект связаны с использованием культурных способов

Мышления, в частности словесного мышления. В последнее время выделена форма

Детского мышления, пр оливающая свет на проблему культурного развития, - детская


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: