Ребенок обнаруживает отсталость в характере движ ений, которую можно исследовать
Двумя разными путями: или, пользуясь выработанной шкалой, отмечать, какие типы
Движений запаздывают в 6, 7, 8, 10 лет, и определять отсталость на 2 - 3 года и
Более, или же сопоставлять со шкалой Г. И. Россолимо стороны умственной
Одаренности и говорить о том, что у ребенка недостаточна координация левой и
Правой рук, так как ребенок, оказывается; трудно комбинирует движения рук, и т.
Д. Сломалось прежнее представление о том, что может быть либо интеллектуальная,
Либ о моторная отсталость. Чаще всего это идет рука об руку, но иногда, и
Довольно часто, моторная отсталость не сопровождается отсталостью
Интеллектуальной и, наоборот, интеллектуальная отсталость не обязательно
Сопровождается моторной.
Последнее исследование Крюделена (2) в Германии показало, что огромное
Большинство детей-дебилов имеют моторную одаренность, стоящую не ниже их
Возраста. Этот факт имеет огромное принципиальное значение и для теории детской
Отсталости, и для практичес кой работы с детьми: если два звена развития могут
протекать независимо одно от другого, то ясно, что само слово "отсталость"
Нуждается в дальнейшем подразделении. Это во-первых. Во-вторых, как показало
Исследование, одно звено развития по отношению к другому может представлять
Центральное звено компенсации, т. е. у ребенка можно усилить то, чем он
Обладает. В зависимости от обстоятельств ребенок будет или усиленно развиваться
В моторном отношении, или, наоборот, у него усилятся его познавательные
Возможности, интеллектуальная сторо на развития. Это факт, который для
Психологической теории одаренности имеет огромное значение. Проверенный на
Большом материале, он поддержал бы положение о том, что тенденция к повышенному
Развитию в одних областях предполагает возможность недостаточ ности его в
Других, где ребенок наталкивается на трудности. Этот факт подтверждается
Статистически. Но если бы мы и не имели здесь дело с определенными
Математическими величинами, то психологическое значение указанного факта
Нисколько от этого не умен ьшается; важно то, что такое соотношение возможно и
Что моторное развитие у отсталых детей приводит к положительным результатам.
Именно на основе этого мы можем объяснить, почему 90% детей, которые не способны
Обучаться в массовой школе, могут выполня ть труд, и не в такой элементарной
Форме, как труд имбецилов, а участвовать в более сложных формах труда.