Институтом мозга (главным образом со стороны биологической и рефлексологической)
И с др угой - в Медико-педагогической станции при 2-м МГУ в Москве (со стороны
Психолого-педагогической).
Рефлексологическое изучение трудного детства и разработку психологических
Проблем следует сосредоточить в Институте мозга, а обследовательскую работу
Умственно отсталых и психопатических детей - в Детском обследовательском
Институте в Ленинграде.
Реализация исследовательских задач, стоящих перед педологией трудного
Детства, зависит как от правильности основных установок, так и от организации
Исследовательской работы.
Коллектив как фактор развития дефективного ребенка
1.
Современное научное исследование, занятое проблемами сравнительного изучения
Развитая нормального и ненормального ребенка, исходит из общего положения, что
Законы, управляющие развитием как нормального, так и ненормального ребенка, в
|
|
Основе одни и те же, подобно тому как законы жизнедеятельности в основе остаются
Теми же при нормальных и при болезненных условиях функционирования какого-либо
Органа или организма в целом. Задача сравнительной психологии и заключается в
Том, чтобы найти эти общие зак оны, характеризующие нормальное и ненормальное
Развитие ребенка и охватывающие всю область детского развития в целом. Признание
Общности законов развития в нормальной и патологической сфере - краеугольный
Камень всякого сравнительного изучения ребенка. Но эти общие закономерности
Находят своеобразное конкретное выражение в одном и другом случае. Там, где мы
Имеем дело с нормальным развитием, эти закономерности реализуются при одном
Комплексе условий. Там, где перед нами развертывается атипическое, уклоняющееся
От нормы развитие, те же самые закономерности, реализуясь в совершенно другом
Комплексе условий, приобре тают качественно своеобразное, специфическое
Выражение. Не являющееся мертвым слепком, фотографическим снимком с типического
Детского развития. Поэтому сравнительное исследование всегда должно иметь в поле
Внимания двоякую задачу: установление общих з акономерностей и раскрытие их
специфического выражения в различных вариантах детского развития. Поэтому мы
Должны отправляться от общих законов детского развития, а потом изучить их
Своеобразие в приложении к ненормальному ребенку. Таков должен быть п уть нашего
Исследования и на этот раз, при рассмотрении интересующей нас проблемы