Коллектива (2) как фактора развития ненормального ребенка. Само собой

Разумеется, что мы ограничимся только суммарным и конспективным изложением тех

Положений, в свете которых мы собираемся рассмотреть и развитие ненормального

Ребенка. Основное интересующее нас положение может быть сформулировано в

Следующем виде: исследование высших психических функций в их развитии убеждает

Нас, что эти функции имеют социальное происхождение как в филогенезе, так и в

Онтогенезе.

Относительно филогенеза это положение почти никогда не встречало серьезных

Возражений, так как совершенно ясно, что высшие психические функции (мышление в

Понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. д.)

Сложились в историчес кий период развития человечества и обязаны своим

Возникновением не биологической эволюции, сформировавшей биотип человека, а его

Историческому развитию как общественного существа. Только в процессе

Коллективной общественной жизни выработались и развил ись все характерные для

Человека высшие формы интеллектуальной деятельности.

В отношении онтогенеза, в отношении развития ребенка только в последнее время

Благодаря ряду исследований удалось установить, что и здесь построение и

Формирование высших форм психической деятельности совершаются в процессе

Социального развития ребен ка, в процессе его взаимоотношения и сотрудничества с

Окружающей социальной средой. Опираясь на некоторые наши и наших сотрудников

Исследования, мы формулировали в другом месте это положение так: наблюдение за

Развитием высших функций показывает, что построение каждой из них строго

Подчиняется одной и той же закономерности, а именно: каждая высшая психическая

Функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция

Коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как

Средство социального приспособления, т. е. как категория интерпсихологичес кая,

А затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство

Личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория

Интрапсихологическая.

Проследить переход коллективных форм сотрудничества в индивидуальные формы

Поведения ребенка - и значит уловить принцип построения высших психических

Функций в их становлении.

Для того чтобы это слишком общее и абстрактное положение о коллективном

Происхождении высших психических функций не осталось только неясной словесной

Формулировкой, для того чтобы наполнить его конкретным содержанием, мы должны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: