Эгоцентрическая речь не развивается, а свертывается вместе с прогрессирующим

Развитием ребенка. Ее наиболее пышный расцвет относится к раннему возрасту. Уже

В середине дошкольного возр аста она проделывает не резкий, не крутой, но все же

Решительный поворот, перелом, после которого кривая ее развития начинает

Неуклонно, хотя и медленно, падать. К началу школьного возраста, согласно

Исследованиям Пиаже, коэффициент эгоцентрической ре чи, который является

Численным показателем ее распространенности и частоты в поведении ребенка

Данного возраста, падает до нуля. Таким образом, функциональная и генетическая

Оценка эгоцентрической речи говорит о том, что она является продуктом еще нед

Остаточно развитого детского поведения, вытекает из своеобразных установок

Раннего детского возраста и исчезает по мере того, как поведение ребенка

Поднимается на более высокую ступень развития. Иначе говоря, эгоцентрическая

Речь, по мнению Пиаже, ест ь побочный продукт детской активности, эпифеномен,

какое-то бесплатное приложение к другим видам деятельности, выражение

Несовершенства детского поведения. Функционально она ни для чего не нужна,

Ничего существенного не изменяет в поведении ребенка, г енетически она не имеет

Перспективы развития, а просто осуждена на медленное отмирание и свертывание.

Нам думается, однако, что в свете новых и более глубоких исследований эта

Оценка эгоцентрической речи должна быть признана не соответствующей

Действительности ни с функциональной, ни с генетической стороны. В специальном

Исследований, посвященном выяс нению функциональной роли эгоцентрической речи

(См.: Мышление и речь.- Собр. соч. т. 2.- Примеч. ред.), мы могли установить,

Что уже очень рано она начинает выполнять в поведении ребенка чрезвычайно

Своеобразные и вполне определенные функции и не може т рассматриваться как

Побочный продукт детской активности. Эгоцентрическая речь, как показало наше

Исследование, не включается в процесс поведения ребенка, подобно аккомпанементу,

Сопровождающему основную мелодию той или иной деятельности. Речь не про сто

Прибавляется к основной деятельности как ее более или менее безразличный

Спутник, но очень рано вмешивается в протекание этой деятельности, активно

Перестраивает ее, видоизменяя структуру, состав и способ функционирования. Так,

Измеряя коэффициент эгоцентрической речи в деятельности ребенка, мы могли

Установить, что этот коэффициент повышается дочти вдвое в ситуациях, связанных с

Затруднением. Анализ одного и того же факта уже приводит нас неизбежно к


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: