Развитием ребенка. Ее наиболее пышный расцвет относится к раннему возрасту. Уже
В середине дошкольного возр аста она проделывает не резкий, не крутой, но все же
Решительный поворот, перелом, после которого кривая ее развития начинает
Неуклонно, хотя и медленно, падать. К началу школьного возраста, согласно
Исследованиям Пиаже, коэффициент эгоцентрической ре чи, который является
Численным показателем ее распространенности и частоты в поведении ребенка
Данного возраста, падает до нуля. Таким образом, функциональная и генетическая
Оценка эгоцентрической речи говорит о том, что она является продуктом еще нед
Остаточно развитого детского поведения, вытекает из своеобразных установок
Раннего детского возраста и исчезает по мере того, как поведение ребенка
Поднимается на более высокую ступень развития. Иначе говоря, эгоцентрическая
Речь, по мнению Пиаже, ест ь побочный продукт детской активности, эпифеномен,
|
|
какое-то бесплатное приложение к другим видам деятельности, выражение
Несовершенства детского поведения. Функционально она ни для чего не нужна,
Ничего существенного не изменяет в поведении ребенка, г енетически она не имеет
Перспективы развития, а просто осуждена на медленное отмирание и свертывание.
Нам думается, однако, что в свете новых и более глубоких исследований эта
Оценка эгоцентрической речи должна быть признана не соответствующей
Действительности ни с функциональной, ни с генетической стороны. В специальном
Исследований, посвященном выяс нению функциональной роли эгоцентрической речи
(См.: Мышление и речь.- Собр. соч. т. 2.- Примеч. ред.), мы могли установить,
Что уже очень рано она начинает выполнять в поведении ребенка чрезвычайно
Своеобразные и вполне определенные функции и не може т рассматриваться как
Побочный продукт детской активности. Эгоцентрическая речь, как показало наше
Исследование, не включается в процесс поведения ребенка, подобно аккомпанементу,
Сопровождающему основную мелодию той или иной деятельности. Речь не про сто
Прибавляется к основной деятельности как ее более или менее безразличный
Спутник, но очень рано вмешивается в протекание этой деятельности, активно
Перестраивает ее, видоизменяя структуру, состав и способ функционирования. Так,
Измеряя коэффициент эгоцентрической речи в деятельности ребенка, мы могли
Установить, что этот коэффициент повышается дочти вдвое в ситуациях, связанных с
Затруднением. Анализ одного и того же факта уже приводит нас неизбежно к