Теперь видно, как глубоко антипедагогично то правило, сообразно которому мы

Для удобства подбираем однородные коллективы отсталых детей. Делая это, мы не

Только идем против естественной тенденции в развитии детей, но, что гораздо

Более важно, мы, лиша я умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества

И общения с другими, стоящими выше него детьми, усугубляем, а не облегчаем

Ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций.

Предоставленный самому себе, глубоко отсталый реб енок тянется к

Вышестоящему-идиот к имбецилу, имбецил к дебилу. Эта разность интеллектуальных

Уровней-важное условие коллективной деятельности. Идиот, находящийся среди

Других идиотов, или имбецил, находящийся среди других имбецилов, лишены этого

Живи тельного источника развития. П. П. Блонский, может быть, придавая слишком

Парадоксальную форму своей мысли, заметил как-то, что идиот, лишенный

Правильного воспитания, страдает от этого в своем развитии не меньше, а больше,

Чем нормальный ребенок. И э то правда.

Легко поэтому представить себе, что последствия неправильного воспитания

Гораздо более искажают действительные возможности развития отсталого ребенка,

Чем нормального, а всякий хорошо знает, до какой степени нормальный ребенок,

Лишенный соответствующих условий воспитания, обнаруживает педагогическую

Запущенность, которую так трудно бывает отличить от настоящей умственной

Отсталости. Если принять во внимание, что речь идет о глубоко отсталых детях, т.

Е. о таких, развитие которых вообще ограничено более тесными пределами, чем

Развитие легко отсталых, то станет ясно, до какой степени все сказанное выше

Приложимо к легко отсталому ребенку. Е. де-Грееф, который подошел к интересующей

Нас проблеме с внутренней, качественной стороны, установил следу ющий простой

Факт.

Если умственно отсталому ребенку предложить, как это делалось в опытах

Исследователя, оценить по уму себя самого, своего товарища и взрослого

Воспитателя, то умственно отсталый ребенок ставит обычно, на первое место себя,

На второе- товарища (отсталог о ребенка) и на третье-взрослого нормального

Человека. Оставим в стороне сложный и сейчас прямо нас не интересующий вопрос о

Повышенной самооценке умственно отсталого ребенка. Эта проблема сама по себе в

Высшей степени важная, но особая. Сосредоточимся на другом. Спросим себя, почему

В глазах умственно отсталого ребенка другой отсталый ребенок является более

Умным, чем нормальный взрослый человек. Потому, отвечает де-Грееф, что умственно




double arrow
Сейчас читают про: