Последствий слепоты не область представлений или восприятии, т. е. не область

Элементарных процессов, но область понятий, т. е. область высших функций.

А. Петцельд сформулировал это в известном положении о принципиальной

Возможности неограниченного знания для слепого. Исследователь показал, что

Слепые, в высшей степени ограниченные в своих представлениях, ничем не

Ограничены в области отвлеченного зн ания. Принципиальная возможность знания

Всего, несмотря на отсутствие представлений известного рода, - таков основной

Вывод из его работы, вывод глубоко обоснованный как теоретически, так и

Практически.

Часто ставят аналогичный вопрос в отношении человечества в целом. Спрашивают,

Критикуя сенсуалистов: если бы человек обладал не пятью, а четырьмя чувствами,

Как сложилось бы его познание и умственное развитие? С точки зрения сенсуализма

Следовало бы о жидать, что лишение одного из пяти чувств приведет к построению

Совершенно другой картины действительности и обусловит совершенно иное

Направление в психологическом развитии человека, чем то, которое реализовалось

На основе пяти чувств. Мы, однако, до лжны ответить на этот вопрос несколько

Неожиданным образом.

Мы полагаем, что ничего существенно не изменилось бы в познании человека,

Обладающего четырьмя чувствами, ибо мышление-способ переработки данных

Опыта-принципиально осталось бы тем же самым, а картина окружающей нас

Действительности складывается не то лько на основе непосредственного ее

Восприятия, а на основе опыта, рационально переработанного. Следовательно, и

Слепой человек, и зрячий принципиально знают гораздо больше, чем они могут себе

Представить, знают гораздо больше, чем они могут восприним ать с помощью пяти

Чувств. Если бы мы действительно знали столько, сколько можем непосредственно

Воспринять нашими пятью чувствами, ни одна наука, в истинном смысле этого слова,

Основная сфера компенсации недостаточности представлений.

Границы развития в области высшего знания превосходят ту сенсомоторную

Тренировку, которая возможна в области элементарных процессов. Понятие есть

Высшая форма компенсации недостаточности представлений.

Компенсация сверху, со стороны понятий, приводит к двум опасностям, на

Которые мы хотели бы кратко указать. Первая и основная опасность-вербализм,

Широко распространенный у слепых детей. Вербализм - это употребление слов, за

Которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается

Пустым. Вербализм чрезвычайно развит у слепого ребенка и является одним из


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: