Том, что слепые каким-то особым, неизвестным зрячему человеку способом или
Чувством ощущают на расстоянии находящиеся перед ними большие предметы.
Педагогика указывает также на необходимость наглядности в обучении слепых, на
Необходимость дополнять из других источников недостающий запас представлений о
Внешней действительности. Само собой разумеется, что если бы эта задача была
Разрешима, то дело увенчалось бы полным успехом, мы нашли бы некоторый
Эквивалент, или, как гов орит В. Штейнберг, суррогат, пространственных и
Зрительных представлений зрячих и с помощью этого суррогата могли бы до
Известной степени компенсировать тот пробел в опыте ребенка, который создается
Вследствие слепоты. Но на пути конкретных восприятии и конкретных представлений
Эта задача неразрешима. Вся беда в том и заключается, что никакая тренировка
Осязания, никакое шестое чувство, никакое чрезмерно утонченное развитие одного
Или нескольких обычных способов ощущения, никакие слуховые представл ения-ничто
Не способно стать действительным эквивалентом, т. е., равноценной заменой
Недостающих зрительных образов. Педагогика вступает при этом на путь замещения
Зрительных образов через ощущения другого рода, не понимая, что сама природа
Восприятия обусловливает непосредственный характер его деятельности и
невозможность его конкретной замены" Таким образом, на пу ти элементарных
Процессов, в сфере восприятии и представлений мы никогда не найдем
Действительной возможности создать конкретную замену недостающих
Пространственных образов.
Разумеется, отнюдь не бесполезно пытаться с помощью точечного рисунка
Передать перспективу зрительной формы и даже эстетику архитектурного восприятия.
Но однако всякий раз эта попытка создать суррогат зрительного восприятия зрячего
(особенно ясно она проявляется в точечных рисунках) напоминает известную басню о
Слепце, которую приводит А. А. Потебня в доказательство того, что одно обобщение
есть познание слишком отдаленное. Слепец спрашивает у поводыря: "Где ты был?"-
"Молоко ходил пить".-"Каково оно?"-"Бело"".-"Что такое белое?"-"Такое, как
гусь".-"А какой гусь?"-"Такой, как мой локоть". Слепец пощупал локоть и сказал:
"Теперь я знаю, какое молоко". Между тем психологическое исследование личности
Слепого ребенка все больше и больше убеждает, что истинная сфера компенсации






