Принципиального дополнения и придать должное освещение изложенному в книге
Опыту. Речь идет о социальной природе воспитания и о роли коллектива в
Воспитании глубоко отсталого ребенка.
Новые исследования показали, что свободные коллективы глубоко отсталых детей
Формируются по чрезвычайно интересному принципу. Так, по наблюдениям В. С.
Красусского, эти дети имеют тенденцию к образованию коллективов, куда входят
Индивиды с различным и нтеллектуальным уровнем. В выборе объекта социальных
Взаимоотношений, как говорит этот автор, существует некоторая закономерность.
Наиболее частыми являются социальные взаимоотношения идиотов с имбецилами и
Имбецилов с глубокими дебилами и т. д.
Анализируя полученные данные, автор приходит к заключению: идиот и имбецил
Или имбецил и глубокий дебил есть те наиболее желательные социальные комбинаций,
К которым дети чаще всего прибегают. В социальном отношении происходит как бы
|
|
Взаимное обслужив ание. Интеллектуально более одаренный приобретает возможность
Проявить большую социальную активность в отношении менее одаренного и активного.
Последний же в свою очередь черпает в социальных взаимоотношениях с более
Одаренным и активным то, что ему е ще недоступно, что нередко является
Коллектив. В свободном коллективе, по мнению Красусского, где входящие не
Представляют собой простой суммы особенностей, характер изующих отдельных детей,
И где каждый из входящих, как бы растворяясь в чем-то целом, приобретает новые
Качества и особенности, личность глубоко отсталых детей представляется в
Совершенно новом свете. Изучение свободной социальной жизни глубоко отсталых
Детей вскрывает с совершенно новой стороны биологически неполноценную личность
Идиота и имбецила, показывает возможности их развития. Изучение социальной жизни
Глубоко отсталых детей позволит подойти к проблеме интеллектуальной
Недостаточности с то чки зрения социальной приспособляемости детей к окружающей
Жизни. Выдвинутый в последнее время Л. С. Выготским вопрос о социальной
Компенсации дефекта может быть в каждом данном случае вскрыт и детализирован
Только при наличии исчерпывающе и всесторон не понимаемой свободной социальной
Жизни изучаемых детей, полагает Красусский.
В этом смысле, современная теория и практика воспитания глубоко отсталого
Ребенка подходят практически к решению тех проблем, которые в смутном виде уже