Обнаружили более сильно выраженную тенде нцию того же рода, которая в менее
Выраженной, форме наблюдается и у нормальных детей.
Наконец, третье исследование было посвящено вопросу о заместительных
Действиях у отсталых детей. Из опытов над нормальными детьми известно: если
Вслед за прерванным, неоконченным действием ребенку дается другое действие,
Стоящее в той или иной связи с основным действием, новое действие легко замещает
Основное, т. е. приводит к удовлетворению потребности, не получившей разряда при
Оборванном действии. Это выражается в том, что ребенок после заместительного
Действия не обнаруживает больше тенденций в озвращаться к прерванному действию.
Сравнение слабоумных детей с нормальными в этом отношении показало: 1) в тех
Условиях, при которых у нормальных детей действия играли замещающую роль и
возвращение к прерванному действию упало с 80 до 23%, у отсталых детей
возобновление прерванного действия упало со 100 только до 94%; 2) возможность
|
|
Замещения одного действия другим оказалась, таким образом, у отсталых детей
Близкой к нулю. Замещение у этих детей возможно только в случае, если основное и
Замещающее действия почти идентичны. Например, если вместо задачи нарисовать
Животное дается в качестве замещения задача нарисовать еще раз то же самое
Животное или вместо задачи построить мост из камня-построить другой мост из
Камня. Даже при такой чрезвычайной близости основного и замещающего действий
тенденция возвращения к прерванному действию упала незначительно (до 86%).
Таким образом, возможность замещения в области аффективного побуждения
Оказалась у умственно отсталых детей гораздо более ограниченной и
Слабовыраженной, чем у нормальных.
Если указанные экспериментальные данные сопоставить с наблюдениями над
Повседневным поведением умственно отсталых детей, то окажется, что эти
Наблюдения частично совпадают с результатами экспериментов, а частично резко
Противоречат им. Склонность отст алого ребенка держаться раз принятой цели,
Косность и тугоподвижность его побуждений, проявляющихся часто в педантичности,
Как будто подтверждает то, что было найдено экспериментально. Но в то же время
Отсталый ребенок, по наблюдениям, легко отвлекает ся от начатого дела, не
Закончив его, легко удовлетворяется неполноценным и незаконченным решением
Задачи. К. Готшальд показал, что эти дети легко удовлетворяются более простым
Действием, если первоначальная задача для них трудна. Таким образом,