Только не показали слабости по сравнению с нормальными, но в известном смысле

Обнаружили более сильно выраженную тенде нцию того же рода, которая в менее

Выраженной, форме наблюдается и у нормальных детей.

Наконец, третье исследование было посвящено вопросу о заместительных

Действиях у отсталых детей. Из опытов над нормальными детьми известно: если

Вслед за прерванным, неоконченным действием ребенку дается другое действие,

Стоящее в той или иной связи с основным действием, новое действие легко замещает

Основное, т. е. приводит к удовлетворению потребности, не получившей разряда при

Оборванном действии. Это выражается в том, что ребенок после заместительного

Действия не обнаруживает больше тенденций в озвращаться к прерванному действию.

Сравнение слабоумных детей с нормальными в этом отношении показало: 1) в тех

Условиях, при которых у нормальных детей действия играли замещающую роль и

возвращение к прерванному действию упало с 80 до 23%, у отсталых детей

возобновление прерванного действия упало со 100 только до 94%; 2) возможность

Замещения одного действия другим оказалась, таким образом, у отсталых детей

Близкой к нулю. Замещение у этих детей возможно только в случае, если основное и

Замещающее действия почти идентичны. Например, если вместо задачи нарисовать

Животное дается в качестве замещения задача нарисовать еще раз то же самое

Животное или вместо задачи построить мост из камня-построить другой мост из

Камня. Даже при такой чрезвычайной близости основного и замещающего действий

тенденция возвращения к прерванному действию упала незначительно (до 86%).

Таким образом, возможность замещения в области аффективного побуждения

Оказалась у умственно отсталых детей гораздо более ограниченной и

Слабовыраженной, чем у нормальных.

Если указанные экспериментальные данные сопоставить с наблюдениями над

Повседневным поведением умственно отсталых детей, то окажется, что эти

Наблюдения частично совпадают с результатами экспериментов, а частично резко

Противоречат им. Склонность отст алого ребенка держаться раз принятой цели,

Косность и тугоподвижность его побуждений, проявляющихся часто в педантичности,

Как будто подтверждает то, что было найдено экспериментально. Но в то же время

Отсталый ребенок, по наблюдениям, легко отвлекает ся от начатого дела, не

Закончив его, легко удовлетворяется неполноценным и незаконченным решением

Задачи. К. Готшальд показал, что эти дети легко удовлетворяются более простым

Действием, если первоначальная задача для них трудна. Таким образом,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: