Же остается совершенно не осознанной в ее истинном значении

В этом содержатся уже все положительные и отрицательные стороны

Рассматриваемой теории: все положительное связано с наличием основной и

Краеугольной идеи, все отрицательное с тем, что эта идея остается неосознанной и

Не доведенной до конца. Существенн ые недостатки динамической теории прежде

Всего в том, что проблема интеллекта и проблема аффекта ставятся и разрешаются

Антидиалектически, метафизически, вне идеи развития. Это отчетливее всего видно

В той части теории, которая посвящена проблеме инте ллекта.

Определяя природу интеллекта, Левин довольствуется тем содержанием этого

Понятия, которое может быть введено на основании известных исследований Келером

Интеллекта человекоподобных обезьян. Таким образом, интеллект берется не в его

Высших и развитых ф ормах, а в самых начальных, примитивных и элементарных, и

То, что характеризует природу интеллекта на этой низшей ступени, принимается и

Выдается за сущность мышления. Все многообразное и богатое развитие интеллекта

Ребенка остается вне внимания иссле дователей. Природа интеллектуального акта

Предполагается метафизически неизменной. То, что образует природу

Интеллектуального акта в его низшей форме, в начале его развития, в

Доисторический период ею существования, в зоологической форме его проявлени я,

Принимается за неизменную сущность интеллекта, который остается всегда равен

Самому себе и тождествен на всем протяжении развития. Все историческое развитие

Человеческого мышления- от первого слова, произнесенного человеком, до высших

Форм понятийн ого мышления,-оказывается, ничего не могло изменить в природе

Интеллектуального акта или внести нового в эту природу. Ведь определение,

Которое дает интеллекту Левин, одинаково относится к шимпанзе, к ребенку, к

Взрослому человеку. Естественно, если и з интеллекта вынести за скобки только то

Общее, что ему присуще на всех ступенях развития, мы можем, без всякого

Сомнения, пополнить ряд образов Левина-шимпанзе, ребенка, взрослого человека -

Еще одним звеном, включившимся в него, - умственно отсталого ребенка.

Что по природе интеллект умственно отсталого ребенка не стоит ниже интеллекта

Шимпанзе и обнаруживает те существенные для интеллекта особенности, которыми

Обладает человекоподобная обезьяна, об этом вряд ли может идти спор. Но прием

Рассуждений, котор ый применяет Левин, совершенно лишает всякой ценности его

Выводы. Какая цена, в самом деле, его заключению о том, что интеллектуальный акт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: