Направлениях, внешне противоположных, но внутренне взаимообусловленных: с одной
Стороны, в направлении расчленения психологических функций и выяснения их
Качественного своеобразия и относительной независимости развития (учение о
Моторной одаренности, практической одаренности и т. п.); с другой-в на правлении
Динамического объединения этих функций, вскрытия целостности детской личности и
Выяснения сложных структурных и функциональных связей между развитием отдельных
Сторон личности.
Система исследования, основывающаяся на этих положениях и имеющая задачей
позитивную характеристику ребенка, могущую лечь в основу воспитательного плана,
Строится на трех главных принципах: 1) на принципе разделения добывания фактов и
Их толкования, 2) на принципе максимальной специализации методов исследования
Отдельных функций, 3) на принципе динамического и типологического толкования
Добытых при исследовании данных в диагностических целях.
|
|
Аномалии культурного развития ребенка
В процессе культурного развития ребенок усваивает не только содержание
культурного опыта, но и приемы и способы культурного поведения и мышления:
Овладевает особыми, культурными средствами, созданными человечеством в процессе
Исторического развития, н апример языком, арифметическими символами и т. и.
Ребенок научается функционально употреблять известные знаки в качестве средств
Для выполнения той или иной психологической операции. Таким образом,
Элементарно-примитивные формы поведения переходят в о посредованные культурные
Акты и процессы.
На основании современных исследований можно установить, что культурное
Развитие высших психологических функций проходит четыре основные стадии. Первая
Стадия-стадия естественно-примитивных, или самых примитивных, культурных форм
Поведения (выполнение арифметических операций дикарем или ребенком путем
Непосредственного восприятия количества). Вторая стадия-стадия так называемой
Наивной психологии, когда ребенок накапливает известный опыт в отношении средств
Культурного поведения, но не умеет пользо ваться этими средствами. На третьей
Стадии-внешне опосредованных актов-ребенок уже умеет правильно использовать
Внешние знаки для выполнения той или иной операции (счет на пальцах и т. п.).
Наконец, четвертая стадия характеризуется тем, что внешний зн ак заменяется
Внутренним, акт становится внутренне опосредованным (счет в уме).