Современные научные представления о развитии ребенка идут в двух

Направлениях, внешне противоположных, но внутренне взаимообусловленных: с одной

Стороны, в направлении расчленения психологических функций и выяснения их

Качественного своеобразия и относительной независимости развития (учение о

Моторной одаренности, практической одаренности и т. п.); с другой-в на правлении

Динамического объединения этих функций, вскрытия целостности детской личности и

Выяснения сложных структурных и функциональных связей между развитием отдельных

Сторон личности.

Система исследования, основывающаяся на этих положениях и имеющая задачей

позитивную характеристику ребенка, могущую лечь в основу воспитательного плана,

Строится на трех главных принципах: 1) на принципе разделения добывания фактов и

Их толкования, 2) на принципе максимальной специализации методов исследования

Отдельных функций, 3) на принципе динамического и типологического толкования

Добытых при исследовании данных в диагностических целях.

Аномалии культурного развития ребенка

В процессе культурного развития ребенок усваивает не только содержание

культурного опыта, но и приемы и способы культурного поведения и мышления:

Овладевает особыми, культурными средствами, созданными человечеством в процессе

Исторического развития, н апример языком, арифметическими символами и т. и.

Ребенок научается функционально употреблять известные знаки в качестве средств

Для выполнения той или иной психологической операции. Таким образом,

Элементарно-примитивные формы поведения переходят в о посредованные культурные

Акты и процессы.

На основании современных исследований можно установить, что культурное

Развитие высших психологических функций проходит четыре основные стадии. Первая

Стадия-стадия естественно-примитивных, или самых примитивных, культурных форм

Поведения (выполнение арифметических операций дикарем или ребенком путем

Непосредственного восприятия количества). Вторая стадия-стадия так называемой

Наивной психологии, когда ребенок накапливает известный опыт в отношении средств

Культурного поведения, но не умеет пользо ваться этими средствами. На третьей

Стадии-внешне опосредованных актов-ребенок уже умеет правильно использовать

Внешние знаки для выполнения той или иной операции (счет на пальцах и т. п.).

Наконец, четвертая стадия характеризуется тем, что внешний зн ак заменяется

Внутренним, акт становится внутренне опосредованным (счет в уме).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: