Нарушения, по его наблюдениям, возникают при несвоевременном или неправильном
Педагогическом воздействии.
Л. С. Выготский сформулировал положение о процессе развития как о становлении
Человека, человеческой личности. Это развитие совершается путем непрерывного
Возникновения новых особенностей, новых связей, новых образований.
Новообразования, как указывал Выготский, подготавливаются всем ходом
Предшествующего развития, но не содержатся, однако, в готовом виде или в более
Малом размере на предше ствующих ступенях; раз возникнув, новообразование
Знаменует собой качественное изменение и закономерно влияет на последующие
Изменения психики.
Наряду с появлением на каждом этапе развития новообразований и перестройкой
Межфункциональных связей, как показал Выготский, в процессе развития аномальных
Детей под влиянием обучения и трудового воспитания происходит особое,
Своеобразное для каждой а номалии развития изменение структуры дефекта.
Выготский обосновал положение, согласно которому личность аномального ребенка
Имеет сложное строение и различные затруднения во взаимодействии с социальной
Средой приводят к сдвигам и перестройке личности ребенка. Выготский обнаружил
Значительную и своеобразную неравномерность развития психических функций при
Разных видах дефектов. В связи с нарушением сенсорных, интеллектуальных,
Аффективных, волевых процессов соотношение психических функций меняется: одни
Функции выпадают или резко задерживаются в развитии, другие компенсаторно
Развиваются под влиянием самостоятельного упражнения и специального обучения и,
В свою очередь, влияют на другие стороны психической деятельности и личности
Аномального реб енка.
До Выготского дефектология базировалась на идее об обособленности психических
Функций и удовлетворялась чисто описательной характеристикой патологии по
Отдельным функциям и симптомам. Учение Выготского о перестройке личности в
Процессе компенсации раз бивало представление старой психологии об отдельных
Более или менее независимых друг от друга функциях, показав диалектический
Характер их изменения, приводящего к качественным изменениям сознания и личности
В целом.
Теория развития Выготского категорически потребовала индивидуализирования
Объекта: понимание внутренней сущности патологического процесса неотделимо, по
Выготскому, от четкого представления о личности больного.