Вторичные (третичные и т. Д.) отклонения. При этом центральной областью

Компенсации Выготский считал повышение культурного развития-развития высших

Психических функций, сферы общения, усиление социально-трудовых коллективных

Отношений.

Чем дальше отстоит нарушение от пораженного органа и связанного с ним

Первичного отклонения, тем легче, по данным Выготского, это нарушение поддается

коррекций ("лечебно-педагогическому воздействию").

Постановка проблемы первичных и вторичных отклонений, их различение в

Развитии аномального (трудного) ребенка привели Выготского к пересмотру

Важнейших вопросов диагностики аномального развития; он отстаивал качественный,

А не чисто количественный под ход к изучению ребенка с дефектом, требовал

Объяснения особенностей такого ребенка, причинного, каузального, динамического,

Позитивного, а не симптоматического рассмотрения его развития. В связи с этим он

Подвергал острой критике современное ему состо яние педагогики трудного детства,

Сравнивая его с состоянием психиатрии до Крепелина, когда психозы

Классифицировались по их внешним проявлениям, так же как внутренние болезни по

Наличию кашля или головной боли.

В работах Выготского, посвященных аномальным детям, большое внимание

Уделялось соотношению интеллекта и аффекта при различных нарушениях развития,

Например изменяющимся соотношениям интеллектуальных и аффективных расстройств в

Развитии умственно отста лого ребенка. Так, краеугольным камнем, на котором

Должно быть построено учение о слабоумия, является, как считал Выготский,

Единство интеллекта и аффекта, рассматриваемое с учетом особенностей развития в

Целом. Если первоначально аффективные процессы влияют на познавательные, то в

Ходе развития высшие психические функции начинают оказывать обратное,

Организующее влияние на аффективные процессы, лежащие в их основе.

Дискутируя с К. Левином, Выготский отмечал, что понять своеобразие

Слабоумного ребенка значит не просто передвинуть центр тяжести с

Интеллектуального дефекта на дефекты в аффективной сфере; это означает в первую

Очередь необходимость подняться вообще над изолированным, метафизическим

Рассмотрением интеллекта и аффекта как самодовлеющей сущности, признать их

Внутреннюю связь и единство, освободиться от взгляда на связь интеллекта и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: