Рассматривая сущность процессов компенсации, Выготский на основе исследований

Приходит, к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: одной стороны,

Происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с болезнетворным

Фактором, с другой-возникают приспособительные компенсаторные механизмы. При

Этом процесс компенсации аномального развития Выготский понижал, в

Противоположность биологизаторской концепции, не как механическое,

Автоматическое замещение пострадавшей функции, а как след ствие самостоятельного

Упражнения ущербной функции и результат воспитания сохранных сторон психики и

Личности аномального ребенка. Выготский показал также, что исход компенсации

Зависит не только от тяжести дефекта, но в высокой степени от адекватност и и

Действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов; в

Зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.

В трудах Выготского не только раскрывалась сложная структура дефектов в плане

Неравномерного развития психических функций (неравномерность степени и тяжести

Нарушения различных психических процессов, что было очень важным для коррекции

Дефектов развит ия у детей) и своеобразия межкомпенсаторных процессов у

Аномальных детей, но и по-новому интерпретировалось понятие первичных и

Вторичных симптомов, своеобразное соотношение первичных и вторичных нарушений в

Ходе аномального развития при несвоевременн ом или неправильном педагогическом

Воздействии. Структура дефекта, как установил Выготский, не сводится к

Симптомам, непосредственно связанным с поврежденными биологическими системами

(анализаторными или центральными органическими поражениями), что Вы готский

Относил к первичным симптомам нарушения. Недоразвитие высших психических функций

(например, речи, мышления у глухих, опосредованной культурной памяти у

Детей-дебилов, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т. д.) и

Социальной ст ороны поведения Выготский считал вторичными отклонениями,

Непосредственно не связанными с основным, первичным дефектом, но обусловленными

Им. Он показал, как это соотношение первичных, вторичных и доследующих

Наслаивающихся на них отклонений аномально го развития усложняет структуру

Дефекта и правильное его понимание. Он проанализировал также условия для

Предупреждения или преодоления этих отклонений развития. По его наблюдениям,

Правильное обучение и воспитание помогают преодолеть причины, которые порождают


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: