ФК. №49. Организация и финансирование обязательного медицинского страхования в РФ

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» обязательное медицинское страхование является составной частью государственной системы социального страхования.

В основе ОМС лежат следующие основные организационно-экономические и правовые принципы:

· Всеобщий и обязательный характер. Все граждане РФ, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода, имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в государственную программу ОМС. Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на всех взрослых граждан с момента заключения с ними трудового соглашения, а также на детей.

· Государственный характер гарантии бесплатной медицинской помощи. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ. Для реализации государственной политики в области ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

· Общественная солидарность и социальная справедливость. Все граждане имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС. Страховые взносы и платежи на ОМС перечисляются за всех граждан, но востребование финансовых ресурсов осуществляется лишь при обращении за медицинской помощью (принцип «здоровый платит за больного»). Номенклатура и объем предоставляемых услуг не зависят от абсолютного размера взносов на ОМС. Граждане с различным уровнем дохода и соответственно с различным объемом начислений на заработную плату имеют одинаковые права на получение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования (принцип «богатый платит за бедного»).

Участники ОМС:

1. страхователи (для неработающего населения — государство в лице местных органов исполнительной власти; для работающих граждан — предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и хозяйственно-правового статуса);

2. застрахованные — все граждане РФ, а также граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории России;

3. Федеральный и территориальный фонды ОМС (специализированные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области ОМС);

4. страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по ОМС;

5. медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу ОМС.

Источники финансирования здравоохранения в условиях медицинского страхования:

1) средства республиканского бюджета РФ и бюджетов нижестоящих уровней;

2) средства государственных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов;

3) личные средства граждан; безвозмездные (благотворительные) взносы и пожертвования;

4) доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредитов;

5) иные источники, не запрещенные законодательством.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной муниципальной системы здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования. Эти средства исключаются из сумм, облагаемых налогом.

Структура системы обязательного медицинского страхования представлена:

1. Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в области организации и финансирования системы ОМС на всей территории РФ.Федеральный фонд ОМС подотчетен Правительству и Законодательному Собранию РФ.)

2. Территориальными фондами обязательного медицинского страхования и их филиалами

3. Страховыми медицинскими организациями

4. Медицинскими учреждениями

В зависимости от административно-территориальных, демографических и экономических условий в субъектах РФ сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС.

I тип — на территориях 21 субъекта РФ функционируют все законодательно предусмотренные участники системы ОМС: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщика, страховые медицинские организации.

II тип — в 22 субъектах РФ система ОМС представлена территориаль?ным фондом ОМС, филиалами ТФОМС (без прав страховщика) и страховыми медицинскими организациями.

III тип — в 19 субъектах РФ имеются только территориальный фонд ОМС и СМО.

IV тип — представлен без участия страховых медицинских организаций на территориях 29 субъектов РФ. Из них на территориях 16 субъектов РФ действуют ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 4 субъектов РФ — территориальный фонд и филиалы ТФОМС; на территориях 9 субъектов РФ — территориальный фонд ОМС.

Отчисления на ОМС в 2013 году – 5,1%

Недостатки системы ОМС:

1) Хронический недостаток средств в ОМС,

2) ограниченный объем медицинской помощи в рамках ОМС;

3) перебои в оказании лекарственной помощи;

4) качество медицинских услуг в рамках ОМС.

Сейчас финансирование здравоохранения осуществляется за счет средств бюджета и фондов обязательного медицинского страхования. То есть деньги достаются непосредственно больницам. По новой же концепции правительство отказывается от содержания больниц, госпиталей, поликлиник, других лечебно-профилактических учреждений, а эти деньги переходят к конкретному пациенту, который пользуется их услугами. Тогда сам пациент будет решать, куда направить средства, выделенные на его лечение. Сегодня проблема в том, что если работодатели исправно платят единый социальный налог за работающее население, то за неработающие категории граждан территориальные бюджеты раскошелиться не спешат, отсюда и дефицит средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: