Переход организаций строительного комплекса на саморегулирование

Принятый Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (от 1 декабря 2007 года № 315 –ФЗ) кардинально изменил условия государственного регулирования в сфере промышленно-гражданского строительства, передав саморегулируемым организациям функции регулирования по многим направлениям. Переход организаций строительного комплекса на саморегулирование явился основанием и отмены сложившейся системы лицензирования в строительстве, применявшейся последние пятнадцать лет как одной из регуляторов рыночной модели.

Под лицензированием понимались мероприятия, связанные с рассмотрением и выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении ими лицензируемых видов деятельности. Лицензировались три вида деятельности: собственно строительство, проектирование объектов строительства и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений. Тем самым была создана единая нормативно-методическая база обеспечения процесса лицензирования – выдачи лицензий, контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, формирования и ведения реестра лицензий.

Сложившаяся система Лицензирования a субъектах РФ имела существенные недостатки. Основным недостатком было то, что лицензирование трактовалось формой государственного допуска организаций строительного комплекса к определенному виду деятельности посредством установления специальных требований. Однако государство, выдавая лицензии строительным и проектным организациям, тем самым брало на себя ответственность за деятельность этих организаций, но реально не могло их эффективно контролировать. При этом многие организации могли покупать лицензии в условиях коррумпированности определенной части государственных чиновников.

В международной практике применяются разные системы контроля строительной деятельности. Подобная процедура, как лицензирование, соответствовавшая понятию лицензирования строительной деятельности в России, действует в Китае, Австрии, Финляндии, Турции, Югославии, Нидерландах и других странах. При этом везде в обязательном порядке осуществляются следующие требования к организациям, собирающимся заниматься строительной деятельностью:

· подтверждение квалификации физических лиц и регулярное её повышение;

· наличие безаварийной строительной истории организации и опыта работы в строительстве для физических лиц;

· экспертиза сложных проектов и согласование их в различных инстанциях;

· получение разрешения на строительство в местных органах власти и строгий контроль за производством работ.

Во всех странах окончательное решение о том, кто виновен в случае аварии, причинения ущерба в результате строительной деятельности, принимает суд.

Условия лицензирования в зарубежных странах отражают свои особенности. Особый интерес имеет опыт Австрии и Китая, системы лицензирования в которых близки к российской. В частности, в отличие от России держателем лицензии в Австрии всегда выступает физическое лицо, которое отвечает всем своим имуществом по результатам деятельности строительной организации.

Лицензии выдает министерство строительства Австрии, срок действия её не ограничен. Однако в случае если работы не ведутся или не проводится спецподготовка по повышению квалификации, лицензия может быть аннулирована. Условия для её выдачи на строительную деятельность в Австрии жестче, чем в России, а срок её получения может занимать более года. При этом условия производства работ (строительные нормы и нормативы) очень близки к российским. Процесс получения разрешения на строительство в Австрии аналогичен германскому, где местные строительные законы базируются на общегосударственном законе о строительстве.

Китайская система лицензирования аналогична строительной деятельности очень близка к российской, что во многом обусловлено бывшими тесными экономическими связями между нашими государствами в недалеком прошлом, а также тем, что многие строители КНР проходили обучение в ведущих вузах СССР.

Из особенностей лицензирования в Китае следует отметить более строгую меру ответственности за нарушения в строительстве и то, что в случае аннулирования лицензии строительная организация навсегда лишается права заниматься этой деятельностью.

Однако в ряде стран, в частности в Германии, нет лицензирования строительной деятельности. В Германии для занятия изысканиями, проектированием или строительством все физические лица на федеральном уровне должны быть членами профессиональных общественных ассоциаций, которые подтверждают их квалификацию и обеспечивают её регулярное повышение. Члены общественной организации одной из земель ФРГ не всегда имеют возможность работать во всех остальных землях. Для этого требуется регистрация в местных аналогичных ассоциациях.

Компании, ведущие работы на особо сложных объектах, должны состоять в ассоциациях промышленных строителей и владеть необходимыми технологиями, подтверждаемыми на государственном уровне сертификатами. Они действуют на всей территории страны. Разрешения на строительство выдают органы местной власти земель ФРГ после согласования с общественностью и планами застройки земель. Контроль за соблюдением строительных норм и правил также ведется местными органами власти. В случае невыполнения строительной организацией предписаний контролирующих органов привлекается строительная полиция.

Обобщая, зарубежный опыт, можно констатировать, что во всех развитых странах существуют жесткие системы допуска строительных организаций на рынок и контроля качества строительной продукции. При этом везде соблюдается главный принцип – стандартизация профессиональной и предпринимательской деятельности приходится не на государственное регулирование, а на институт саморегулируемых организаций. В этой связи главной целью перехода организаций строительного комплекса России к институту саморегулирования является изъятие у государства правоустанавливающей функции.

Исходя из действующей сегодня структуре органов власти, должно быть только два органа регулирования по каждому виду деятельности – один орган власти отвечает за нормативно-правовое регулирование, а другой за технический контроль. Эта схема регулирования реализует запрет на совмещение в одном органе управления контрольных и правоустанавливающих функций. Однако до последнего времени в строительстве 15 ведомств имели непосредственное отношение к регулированию правоустановления в строительной отрасли, 13 надзорных органов и все уровни публичной власти – федеральной, региональной, муниципальной. В этих условиях необходимы кардинальные меры по совершенствованию механизма регулирования на основе внедрения института саморерулирования.

Принятый Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (№ 315 –ФЗ) является рамочным законом для всех организаций России, в котором предусматривается:

- предмет регулирования и сфера действия Федерального закона (действие закона не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй);

- понятие саморегулирование (самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по разработке и установлению стандартов и правил своей деятельности, контроль за соблюдением требований разработанных стандартов и правил); под субъектами предпринимательской деятельности принимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, а под субъектами профессиональной деятельности – физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую федеральными законами;

- порядок признания саморегулируемыми организациями (признаются некоммерческие организации, создаваемые в целях саморегулирования и объединяющие субъекты предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров 9работ, услуг) или рынка производимых товаров (работ, услуг) либо объединения субъектов профессиональной деятельности определенного вида);

- предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций;

- членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;

- основные функции, права и обязанности саморегулируемых организаций;

- обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации и защиты информации от ее неправомерного использования; другие статьи Федерального закона, включая государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций.

Для организаций строительного комплекса предполагается принятие специального закона о саморегулируемых организациях в виде поправок к Градостроительному кодексу с отражением специфики инвестиционно-строительной деятельности. Под саморегулирование подпадают три основные вида деятельности – архитектурное проектирование, строительное проектирование и строительство (банки, страховые компании, производители стройматериалов и организации специализирующиеся на ремонте и малоэтажно домостроении не подпадают пока под действие закона о саморегулируемых организациях).

Предприятия стройиндустрии и девелоперские организации должны иметь право вступать в саморегулируемые организации строителей или создавать свои саморегулируемые организации. Создаваемые саморегулируемые организации строителей могу являться как региональными, так и межрегиональными по разным группам специализации – изыскатели, проектировщики и архитекторы, строители (по профессиональному признаку).

Объединение строительных компаний по профессиональному признаку предполагает разработку единого регламента для всех строителей, на основе которого профильные организации смогут составить наиболее эффективные с позиции конкретного сегмента рынка, стандарты будущей сертификации компаний строительной отрасли. При этом важна роль внедрения идеологии единой и базовой системы стандартов, которая должна стать основой для подготовки и проведения торгов и допуска на них, включая подрядные торги госзаказа, городского и регионального заказа.

Общие требования, предъявляемые законом к саморегулируемым организациям применительно к строительной отрасли, предусматривают:

- чтобы каждая саморегулируемая организация (СРО) включала не менее 25 членов в ее составе;

- разработку каждой СРО собственных профессиональных стандартов работы строительных компаний, обязательных для всех ее членов;

- обязанность СРО нести дополнительную и имущественную ответственность перед покупателями объектов недвижимости через институт страхования (нижний предел суммы страхового покрытия в отношении третьих лиц СРО может устанавливать 1 млн. рублей и более);

- исполнение главного обязательства СРО – создание компенсационного фонда, позволяющего реализовать дополнительную ответственность перед покупателями объектов недвижимости (минимальные размер фонда определяется федеральным законом, а СРО определяет тот размер, который позволяет решить проблему с участниками долевого строительства при потере финансовой устойчивости одного или рада членов СРО);

- объединение СРО в союзы по территориальному, отраслевому или межотраслевому признакам.

Переход на саморегулирование строительстве предполагает переход на более высокий уровень хозяйствования, основанный на повышении уровня ответственности строителей перед обществом, заказчиками и гражданами, инвестирующими средства в жилищное строительство. Саморегулирование не сводиться лишь только к отмене лицензирования.

Внедрение института саморегулирования в строитиельном комплексе России предусматривает право СРО эффективно контролировать качество строительства, финансовую устойчивость строительных организаций, разрабатывать технические нормативы, применять в обязательном порядке для всех участников строительного комплекса строительные нормы и правила, разрабатывать стандарты, методики, рекомендации и другие необходимые производственные документы.

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные особенности капитального строительства как макроэкономического процесса и чем это обусловлено?

2. Что представляет собой организационно-экономический механизм функционирования строительного рынка?

3. В чем проявляется различие механизма функционирования строительного рынка и рынка подрядных работ?

4. Поясните суть и особенности арендных отношений в строительстве.

5. Каковы возможности лизинговой деятельности применительно к строительству можно рассматривать позитивно и на какой основе?

6.Поясните необходимость перехода к институту саморегулирования в сфере инвестиционно-строительной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: