Динамика миграционных процессов на территории России и их влияние на экономику и социальную сферу

Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно – политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда. Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно – политической, экономической и санитарно–эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер.

Согласно среднему варианту прогноза Росстата, население страны к 2030 г. уменьшится до 139 млн человек. В 2007 году количество легально прибывших в Россию оказалось в шесть раз больше количества выехавших. По данным ФМС иммиграция покрыла 71 % естественной убыли населения РФ.

За 9 месяцев 2013 года в Москву и Московскую область въехало 3,3 миллиона трудовых мигрантов, а в Санкт-Петербург и Ленинградскую область — 2,5 миллиона трудовых мигрантов

В июле 2013 года, глава Федеральной миграционной службы К.Ромодановский сообщил о том, что сейчас в России незаконно трудятся свыше 3,5 млн иностранных граждан, и только более 1,8 млн работают с действующими разрешениями на работу и патентами.

По другим источникам, на данный момент (мнения экспертов) в РФ трудится свыше 20 млн. иностранных граждан.

Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности.

Имеется две противоположных точки зрения на привлечение иммигрантов:

· Привлечение мигрантов повысит конкурентоспособность российской экономики за счёт более качественной и более дешёвой рабочей силы. Для поддержания численности населения на одном уровне необходимо привлекать не менее 700 тыс. иммигрантов в год, а для сохранения численности трудоспособного населения (что важно для экономики) — не менее миллиона в год. Для того чтобы удержать экономический рост и рост благосостояния населения, Россия до середины века должна принять как минимум 20 миллионов иммигрантов.

· Привлечение неквалифицированных мигрантов не способствует увеличению ВВП на душу населения. Экономический рост в долгосрочной перспективе может происходить только за счёт повышения производительности труда — то есть за счёт роста квалификации, повышения уровня оплаты труда и покупательной способности населения. Но приезд малоквалифицированных мигрантов увеличивает долю населения с низкой квалификацией и низкой оплатой труда. Отмечается, что для России до сих пор характерен высокий уровень скрытой безработицы — работа в организациях с заведомо низким уровнем оплаты труда, но обеспечивающими занятость и не предъявляющими больших требований к квалификации сотрудников.

10 принципов новой концепции миграционной политики: (по указу президента в 2013!!!)

1. Некоторым категориям мигрантов, получившим вид на жительство в РФ, будут выдавать пластиковую карту, объединяющую паспорт, медицинский полис, страховое пенсионное свидетельство, проездное удостоверение и электронный кошелек.
2. ФМС предполагает разделить мигрантов на две категории: в первую войдут мигранты с высшим образованием, во вторую – чернорабочие.
3. Пересмотр квот. По мнению ФМС, в этом вопросе нужно идти по пути западноевропейских стран: работодатели должны вывешивать свои вакансии в базе данных государственной службы занятости. Если в течение двух-трех месяцев они оказываются не востребованными российскими гражданами, то работодатель должен получать право на привлечение иностранных работников.
4. Дактилоскопия. С мая 2013 года все мигранты, имеющие право на безвизовый въезд в Россию, должны проходить обязательную процедуру дактилоскопии при пересечении границы.
5. Языковой экзамен. Все желающие работать в России должны сдать специальный экзамен на владение русским языком.
6. Наладить процесс выдворения мигрантов из страны. Открыть сеть центров для содержания иностранных граждан, подлежащих реадмиссии.
7. Быстрый арест. С мая 2013 года вступили в силу поправки в Административный кодекс, которые позволяют сотрудникам правоохранительных органов задерживать мигрантов, отказывающихся представлять документы.
8. Ужесточение УК. В этом году будут внесены соответствующие поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие уголовную ответственность за организацию незаконной миграции (статья 322 УК), приравнивая ее к тяжким преступлениям.
9. Переориентация мигрантов. Снизить миграционную нагрузку на Москву и крупные европейские города путем повышения инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока и Байкальского региона.
10. Русификация. Если все-таки мигрантам удалось осесть в России, то ФМС должна сделать все для "противодействия социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов". Также стоит сказать, что после распада СССР, около 8 млн. соотечественников эмигрировали в страны запада. До 2010 этот процесс являлся нисходящим, но с 2011 отмечается постоянный рост численности граждан, уехавших за пределы России, составляющий сегодня порядка 40 тыс в год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: