double arrow

История местного самоуправления в России. Основные этапы

В современной науке не сложилось единого мнения о времени зарождения местного самоуправления в России. Одни относят к XI-XII векам. В этот период община переросла в общину самостоятельных хозяйств, в которой объединение людей происходило не по родственному признаку, а на основе общих интересов, необходимости решения общих вопросов, касающихся всех членов общины. Другие ведут отсчет российского самоуправления от широко распространенной на Руси (X - XI вв.) традиции решать на вече (народное собрание) важнейшие вопросы общественной жизни. Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Представителем княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик. Низшей административной единицей была волость, во главе которой стоял сотский (сотник), или староста. При Иване IV (Грозном) Середина XVI в. Земская реформа Ивана Грозного предоставила широкие полномочия земским и губным старостам, избираемым населением. Их функции: выполнение поручений центральных органов власти правительства по управлению и сбору налогов. Они опирались на выборных от крестьянской общины - сотских, десятских, пятидесятских. В XVII в. на большинстве территорий России существовали две формы «самоуправления» - губная и земская. Каждым округом - «губой»- управляли губной староста и его помощники - целовальники. Их ведение:тюрьмы и тюремные служители, палачи, выборные от населения сотские и десятские.
При Петре I. В 1710 г. во главе губерний были поставлены губернаторы, а с 1713 г. - коллегии из губернатора. В 1719 г. губернии были разделены на провинции, под управлением воевод, в руках которых сосредоточились все функции управления. Губернии состояли из губернского города (административного центра) и приписанных к нему городов. Каждый город имел свой уезд, т. е. создание губерний не упразднило уездов, а объединило их вокруг нескольких центров. При Екатерине II. Коренные реформы в области земского и городского управления во второй половине XVIII века в «Учреждении для управления губернией Российской Империи». Основной целью деления на губернии и уезды было приспособление нового административного аппарата к фискальным (сбор налогов) и военным (набор рекрутов) целям. Управление губерниями возлагалась на губернаторов. Высшим учреждением губернии по административным делам являлось губернское правление, а по финансовым делам — казенная палата. Образовывался коллегиальный орган управления — нижний земский суд. «Жалованная грамота городам», закрепившая единый сословный статус всего населения городов, независимо от профессионального занятия и рода деятельности. В 1786 г. сперва в Москве и Петербурге, а затем и в остальных городах империи были созданы городские думы. В 1719 г. введены центральные коллегии. Губернии были разделены на провинции. Во главе провинций были поставлены воеводы, в руках которых сосредоточились все функции управления, назначаемые из центра и подчиненные только центру. К 1727 г. Россия подразделялась на 14 губерний, 47 провинций и 250 уездов. Единственным органом управления и юстиции в губернии остался губернатор, в провинциях и уездах – воевода. При Александре II. Крестьянская (1861 г.) и земская реформа (1864 г.), а также городская реформа (Городовое положение 1870 г.). Были направлены на децентрализацию управления и развитие начал местного самоуправления. Вводилось земское самоуправление. К их ведению: устройство и содержание местных путей сообщения, земская почта, земские школы, больницы, приюты и богадельни; развитие местной торговли и промышленности. Последний этап местного самоуправления в дореволюционной России осуществлялся на основании Положения о земских учреждениях 1890 г. и Городского положения 1892 г. В результате в земстве было увеличено значение сословного начала. Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа. 3 марта 1917 г. Временное правительство приняло декларацию, в которой в качестве цели определялась реформа местного самоуправления с установлением всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права для всех граждан, достигших 20 лет. Конституция РСФСР 1918 г. установила принцип единства Советов как органов государственной власти с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. В советское время одним из основных принципов организации и деятельности всех звеньев Советов являлся принцип демократического централизма. Итогом стало закрепление в Конституции положения о наличии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти. Новый этап в развитии местного самоуправления был связан с принятием 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и 6 июля 1991 г. Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Однако противостояние представительных органов (Советов) и исполнительных органов, определенная конфронтация органов государственной власти и местных органов - это в итоге привело к роспуску местных Советов. В октябре 1993 г. издано Положение об основах организации местного самоуправления в РФ. Компетенция: выборного представительного органа: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также установление местных налогов и сборов (по представлению и согласованию с главой местного самоуправления), утверждение программы развития территорий, принятие положения (устава) о местном самоуправлении, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления. Важнейшей вехой в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., отнесшей к основам конституционного строя такие положения, как отнесение местного самоуправления к формам народовластия, гарантированность местного самоуправления, наличие у местного самоуправления собственных полномочий, организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти, существование муниципальной собственности, в том числе на землю. После принятия новой Конституции Российской Федерации Президентом России в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки был издан Указ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации». Разработка №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и его принятие ознаменовали новый этап в развитии муниципального права.


2. История государственного управления России в 20-21веках С 1900 до 1917 гг. - этап революционной борьбы, наличие двоевластия: гос. дума и самодержавие. Царский Манифест 17.10.1905 даровал— неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов. 27.04.1906 в России начала работать Гос. дума (на 5 лет) как законодательный орган. Ее права: подотчетна государственному совету (верхней палате);законодательная инициатива, но у императора право Veto; финансовые вопросы. Выборы в Думу проходили по 4 куриям (крестьянская, рабочая, городская, земледельческая) и были основаны на имущественном цензе. До 1917 г. 4 Думы.1:(27.04-9.07.1906) аграрный вопрос (создание гос. земельного фонда)2:(20.02– 3.06.1907)аграрный вопрос, помощь голодающим, безработным.3:(1.11.1907 – 9.06.1912). В основном октябристы. Вопросы: аграрный (реформа Столыпина – создание мелкой крестьянской единицы и разрушение общины) и рабочий (сокращение раб.дня).4: 15.11.1912 – 6.10.1917).В основном либералы. Николай II издал в сентябре 1915г указ о прекращении работы Думы. За XIX в. аппарат управления увеличился в 7 раз. Министерства были главными органами управления. К началу XX в. существовало 11 министерств. Министру подчинялись губернаторы и уездные чиновники. Император считался верховным главой Православной церкви, властвуя над ней через собрание епископов — Святейший синод. К 1917 г. началось дезертирство.2.03.1917 Николай II подписал Манифест об отречении от престола, с самодержавием в России было покончено. Возникла бесцензурная независимая печать. Февральская революция была направлена против войны и старых порядков. Появились противоречия во взаимодействии двух центров управления — Временного правительства и Петросовета. Основные: партия народной свободы (кадеты): 80 тыс. человек. Сторонники твердой власти. Лидер партии - П.Н. Милюков. Партии меньшевиков и эсеров стремились защищать позиции средних слоев. Официальное название партии меньшевиков — РСДРП:150 тыс. человек. Лидеры: Плеханов, Потресов, Чхеидзе, Церетели, Мартов, Мартынов (коалиция, гражданский мир в обществе, заняли оборонческую позицию по отношению к войне). Партия социалистов-революционеров:700 тыс. человек. Лидеры: Чернов, Керенский, Спиридонова выступили за коалицию классов и партий и по отношению к войне. Большевистская партия РСДРП (б):400 тыс чел. Лидер: В. И. Ленин. Функции центрального органа государственной власти и управления со 2 марта по 25 октября 1917 г. выполняли четыре состава Временного правительства. 21 июня правительство утвердило Положение об Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правительстве. В марте 1917 г. практически во всех городах страны были созданы Советы — организации рабочих и солдат, а в ходе революции — и крестьян, а также трудящегося казачества. Они создавались по инициативе снизу, были проявлением самоорганизации угнетенных масс, стали исторической предтечей советской системы государственного управления. Организаторами Советов выступили деятели социалистических партий меньшевиков, эсеров, большевиков и др. 26.10.1917 – Декрет о мире. 26.10.1917 – Декрет о земле (ликвидация частной собственности на землю, леса и воду; передача земли Советам и уравнительное право пользования землей. 1917г – Декларация прав народов. Упразднены министерства, сенат, синод. Высшим органом власти стал ВЦИК(Всероссийский центральный исполнительный комитет). Председателем был Каменев, позже – Свердлов. Высшим исполнительным органом стал СНК (совет народных комиссаров) – Ленин. Было создано 15 наркоматов. Высшим органом революционной власти стали Советы. Организована ВЧК (Всероссийская Чрезвычайная комиссия). Организована Красная армия. 2.12.1917 – декрет ВЦИК СНК о создании ВСНХ (высший совет народного хозяйства) (проверка экономической деятельности государства и руководство всеми экономическими организациями).14.12.1917 – декрет ВЦИК о национализации банков. Все банки становились под контроль единого государственного банка РСФСР. Конституция РСФСР была принята на V Всероссийском съезде Советов (4—10.07.1918). С июля 1918 г. в Советской республике установилась однопартийная система. Партия большевиков получила неограниченное влияние. Основные принципы правящей партии: единство Советов и их полновластие, партийное руководство, участие трудящихся масс в государственном управлении, демократический централизм, равноправие национальностей, единоначалие и коллегиальность, социалистическое планирование, социалистическая законность. Важным звеном в государственной системе являлась армия. Сущность военного коммунизма в том, что государство концентрирует в своих руках материальные, трудовые и людские ресурсы для наиболее целесообразного использования их в интересах обороны. Шел процесс национализации. Возросла роль общественных организаций и профсоюзов. Партия распространила свое влияние на все сферы — экономику, культуру, семью, общество. Нэповская перестройка чрезвычайного управления началась в 1921 г. (акционирование промышленности, поддержка концессионной, смешанной, кооперативной форм государственного капитализма, разветвленная банковская системы, развитие товарно-денежных, рыночных отношений, проведение финансовой и денежной реформ, частичная денационализация и приватизация мелких и средних предприятий, использование частного и иностранного капитала).Нэповское государственное управление опиралось на основы, конкретизированные в Гражданском, Уголовном, Земельном, Гражданско-процессуальном, Уголовно-процессуальном кодексах, Кодексе законов о труде и других (1922 г). 30.12.1922 новый этап. Первый съезд Советов СССР утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР. Советские государства объединились добровольно в союзное государство. 31.01. 1924первая Конституция СССР. По этой конституции государственное устройство: ВЦИК – главный законодательный орган, который делился на 2 палаты. 1-ая – совет Союза, 2-ая – совет национальностей. Постоянным органом стал Президиум (Калинин). СНК – исполнительный орган (Рыков). Ему подчинялись наркоматы. Высшим органом стал Всесоюзный Съезд Советов. Ему подчинялся ЦИК (центральный исполнительный орган). ЦИКу подчинялись союзный совет и совет национальностей. На постоянной основе работал Президиум ЦИК. Ему подчинялся СНК. Государственное управление с конца 20-х гг. функционировало на основе пятилетних планов, имевших силу закона. Принятие (5.12.1936 г.) нового Основного закона мотивировалось окончанием антикапиталистического переходного периода, построением основ социализма, единоукладной плановой экономики, утверждением общественной собственности на средства производства, безраздельной власти трудящихся при руководящей роли рабочего класса во главе с ВКП(б), ликвидацией эксплуатации человека человеком, людей труда — частным капиталом, безработицы, безграмотности, беспризорности, нищеты и др. В военные годы основное: укрепление обороноспособности страны. Закон о всеобщей воинской обязанности (1.09. 1939 г.), милитаризированное управление страной. Усилено внимание к проблемам организации Красной Армии, оснащению укрепленных районов, развертыванию производства вооружений, увеличению выпуска самолетов, танков, артиллерии, военного судостроения, «быстро и решительно перестроить всю свою работу на военный лад». Чрезвычайность управления проявилась по двум направлениям: 1) милитаризированные, максимально централизованные конституционные органы действовали в чрезвычайных условиях, выполняли чрезвычайные функции, применяли чрезвычайные методы, добивались чрезвычайных результатов; 2) создана система чрезвычайных, неконституционных, с особыми полномочиями органов, функционировавших на чрезвычайной основе: ставка Верховного командования (И.В. Сталин), Государственный Комитет Обороны (ГКО), областные и городские комитеты обороны, Совет по эвакуации, Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности, Управление по делам эвакуации при СНК СССР и местные республиканские, краевые, областные управления, эвакопункты на железных дорогах, речных портах, комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет и др. Послевоенное управление: демилитаризация, децентрализация, демократизация, упразднение чрезвычайных органов и методов, развитие управленческого творчества, организации политической активности широких слоев народа, участия их в налаживании мирного управления. Государственное управление решило комплекс задач четвертого пятилетнего плана, превратило СССР во вторую ядерную державу. 5 марта 1953 г. умер И. В. Сталин. Хрущев -первый секретарь ЦК КПСС. ГУЛАГ (Главное управление лагерей) был ликвидирован. XX съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущев сделал доклад «О культе личности Сталина». В 1957 г. был осуществлен переход от управления экономикой через отраслевые министерства к руководству через региональные центры — Советы народного хозяйства (Совнархозы). Проходило укрупнение колхозов, совхозов, управляемых через территориально-производственные органы. В 1961 г. было заявлено, что социализм построен полностью и окончательно и что пора приступать к строительству коммунизма. Новый этап связан с Л. И. Брежневым начался с конца 60-х гг.Сущность политики Брежнева заключалась в сохранении достигнутых темпов производства и экстенсивном расширении производственных мощностей. С середины 70-х гг. управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. С 1973 г. стала формироваться обновленная система управления. Главные управления министерств ликвидировались, и устанавливалась трехзвенная схема управления: министерство — производственное объединение — предприятие. Тенденция стагнации. В 1977 г. принята новая Конституция: законодательные функции закреплялись за Верховным Советом СССР, состоявшим из палаты Совета Союза и палаты Совета Национальностей. Высшим исполнительный орган— Совет Министров СССР. Местные Советы наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории предприятий и организаций по жилищному, коммунальному строительству. Новые конституционные права: на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, свободу творчества, участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов. 1982 г. Ю. В. Андропов. (сокращение личного аппарата генсека, усиление ответственности за антисоветскую, антигосударственную деятельность. К.У. Черненко (возобновление практически процессовЛ. И. Брежнева).11 марта 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С. Горбачев, который начал радикальные перемены в советском обществе. Воодушевил страну. Провозгласил курс на ускорение развития экономики, изменил кадровый состав органов. В России начались массовые забастовки. Под руководством демократической интеллигенции в феврале прошли антиправительственные митинги в Москве и ряде других городов. К концу 1990 г. управление экономикой было фактически парализовано, и ее состояние стало просто катастрофическим. 12 июня 1991 г. пришел к власти Б.Н.Ельцин. В начале сентября был распущен ставший ненужным Верховный Совет СССР. Начался период переформирования всех государственных структур управления. В 1991 г. наступил принципиально новый стратегический этап в развитии российской государственности и управления. 24. Конституция 1993г. Государственная власть в России в 90-е гг. Декларация о государственном суверенитете России. Б. Н. Ельцин — первый Президент Федерации. Августовский путч 1991 г. и крах перестройки как по­пытки социалистического реформаторства. Прекращение деятельности КПСС. Переход к рыночным отношениям и либеральной политической модели. Противоречия и социальные последствия приватизации. Последствия либерализации цен для населения; обесценивание денежных сбережений, рост цен в 150 раз, ухудшение качества питания и системы лечения. Спад промышленного производства, сокращение числа работающих, кризис колхозной системы, рост инфляции. Забастовки рабочих, служащих. Эмиграция научных кадров. Начало стабилизации экономической ситуации в 1996—1997 гг. Прекращение спада производства. Рост предпринимательства. Снижение инфляции. Укрепление курса рубля. Становление банковской системы. Рост числа частных предприятий и банков. Рост внешней торговли и интеграция России в мировое хозяйство. Рост потребительского рынка. Формирование политической системы Российской Федерации. Установление отношений с субъектами Федерации. Стремление к сохранению территориальной целостности России. Борьба против преступности и терроризма. Развитие гласности, политического плюрализма, многопартийности. Создание новой системы законов. Широкая демократизация всей жизни общества. Вступление России в Совет Европы. Попытки сохранить единое военно-политическое и экономическое пространство. Налаживание экономических, политических и культурных связей. Создание СНГ — Содружества Независимых Государств. Сложности развития взаимоотношений стран Содружества, обострение территориальных, национальных, политических противоречий внутри СНГ. Договор о коллективной безопасности стран СНГ. Проблема беженцев в России. Военные конфликты у границ СНГ и помощь России в их урегулировании. Война в Чечне и осложнение отношений России со странами Закавказья. Сложные процессы экономической и политической интеграции стран СНГ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: