Правовые предпосылки

Они сводятся к тому, что учредитель получает право основать новое СМИ лишь при соблюдении требований, предъявляемых ему правом, т.е. законом. Все эти требования зафиксированы в За­коне РФ «О средствах массовой информации», принятом 27 де­кабря 1991 г. Нужно лишь изучить все его статьи и их пункты, касающиеся обязанностей и прав учредителей и руководителей нового СМИ, в частности его основания. И аккуратно выполнить эти требования.

Все начинается с регистрации нового СМИ. В зависимости от региона его распространения определяется место регистрации. Если продукция будущего СМИ предназначена для распространения преимущественно по всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких республик или несколь­ких краев и областей Федерации, заявление о регистрации подает­ся в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Но если продукция нового СМИ будет распространяться преимущественно на территории респуб­лики в составе РФ, края, области, района, города или иного на­селенного пункта, района или микрорайона в городе, то учреди­тель подает свое заявление о регистрации в соответствующий тер­риториальный орган этого министерства.

Регистрация нового СМИ не требуется, если оно учреждается органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений, матери­алов, нормативных и иных актов; если тираж периодического пе­чатного издания составляет менее 1000 экземпляров, а также для теле- и радиопрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государствен­ного учреждения, учебного заведения или промышленного пред­приятия либо имеющим не более десяти абонентов.

Для того чтобы заявление о регистрации СМИ было принято к рассмотрению, необходимо сообщить в нем все требуемые сведе­ния, а именно: сведения об учредителе (учредителях), название СМИ, язык на котором оно будет выступать, адрес редакции, форма периодического распространения продукции, предполага­емая территория ее распространения, примерная тематика и/или специализация, предполагаемая периодичность выпуска и макси­мальный объем СМИ. Кроме того, важно указать источники фи­нансирования, а также сведения о том, в отношении каких других


Глава 3. Формы организации медиабизнеса

средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

Предъявление иных требований к заявлению о регистрации за­кон запрещает.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора.

Регистрационный сбор взимается за выдачу свидетельства о ре­гистрации. Это первая из денежных трат, которые ожидают учре­дителя СМИ. При определении размеров сбора прежде всего учи­тывают тип издания, тематику и специализацию его материалов. Для СМИ, специализирующихся на сообщениях и других публи­кациях для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образо­вательного и культурно-просветительного характера устанавлива­ется пониженный регистрационный сбор. Но его размеры увели­чиваются при регистрации СМИ, материалы которых имеют рекламный или эротический характер.

Регистрационный сбор возвращается при отказе заявителю в регистрации или его отказе от регистрации.

Отказ в регистрации нового СМИ возможен только по опреде­ленным основаниям. Если заявитель (гражданин, объединение граж­дан, организация и др.) не обладает правом на учреждение СМИ в Российской Федерации. Если сведения, указанные в заявлении, не соответствуют действительности. В том случае, если название, примерная тематика и/или специализация СМИ предоставляют возможность для злоупотребления свободой массовой информации — используются для разглашения сведений, составляющих государствен­ную тайну, для призыва к насильственному изменению конститу­ционного строя и целостности государства, разжигания националь­ной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или роз­ни, для пропаганды войны, а также для пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости. И если регистрирующий орган ранее уже зарегистрировал другое СМИ с тем же названием и формой распространения массовой информации. Последнее основание не­редко приводит к задержке регистрации СМИ — в том случае, если его учредитель не дал себе труда для поисков нового, еще не использованного названия своего издания.

Заявление о регистрации должно быть рассмотрено в течение месяца, начиная с указанной в нем даты. Со дня выдачи свиде­тельства о регистрации средство массовой информации считается

3-1349


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

зарегистрированным и его учредитель получает право начать про­изводство информационной продукции. Однако это право сохра­няется за ним лишь в течение одного года со дня выдачи свиде­тельства о регистрации. Если этот срок оказывается пропущенным, свидетельство о регистрации данного СМИ признается недействи­тельным. Повторная его регистрация не допускается.

При регистрации информационного агентства на него распро­страняется правовой режим СМИ, установленный законом. Бюл­летень, вестник, иное издание или программа с постоянным на­званием, выпускаемые агентством, регистрируются в порядке, ус­тановленном для всех СМИ.

К учредителю нового аудиовизуального СМИ предъявляются дополнительные требования. Кроме свидетельства о регистрации он обязан получить лицензию на вещание. Ее выдает Министерство связи РФ в соответствии с федеральным Законом о связи, принятым 16 февраля 1995 г. Учредитель оплачивает лицензию на вещание в порядке и размерах, которые устанавливает правительство РФ.

Правовые отношения учредителя, издателя, редакции, владельца имущества. После регистрации СМИ возникают правовые отно­шения между его учредителем, издателем, редакцией и владель­цем имущества, заключающиеся в исполнении ими своих прав и обязанностей. Эти отношения регулируются Законом о средствах массовой информации. Их содержание и форму конкретизируют устав редакции и договорные документы, которые разрабатывают субъекты—участники этих отношений. Учредителю полезно про­думать основы этих отношений еще до регистрации СМИ, опре­деляя тип будущего издания, формируя редакцию, выбирая изда­теля и т.п. Это позволит ему не только сэкономить время, но и найти оптимальный вариант решения важнейших вопросов дея­тельности СМИ, избежать конфликтных ситуаций в отношениях с редакцией.

Основы отношений всех учредителей с редакциями определя­ются законом. Но их формы могут иметь свои особенности. Многое тут зависит от статуса учредителя, от того, в какой роли он высту­пает. Учредитель может выступать в роли редакции и руководить ею в качестве главного редактора. Он может одновременно быть издателем и обеспечивать материально-техническую базу издания и его распространение. Он может быть собственником имущества редакции, владельцем издания и пользоваться всеми связанными с этим положением правами (о последнем варианте — в следующем


Глава 3. Формы организации медиабизнеса

разделе этой главы). Но чаще он остается только учредителем и тогда не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность редакции, за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции и договором с редакцией (главным редактором).

Тогда его права ограничиваются утверждением устава редак­ции, утверждением (или назначением) главного редактора и/или заключением договора с редакцией СМИ (главным редактором). Такой договор определяет производственные, имущественные и финансовые отношения между сторонами: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, возмещения убытков и т.п. Учредитель имеет также пра­во обязать редакцию помещать бесплатно и в указанный срок со­общение или материал от его имени.

Другой стороной в этих отношениях является редакция СМИ в лице представляющего ее главного редактора. Она осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельнос­ти. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйственным субъектом. Может выступать также как учредитель СМИ, издатель, распространитель, собственник своего имущества. Например, она имеет право учреждать приложения к своему изда­нию, тогда она регистрирует их как самостоятельные СМИ. Она может сама распространять свое издание, создавая для этого спе­циальную службу, и даже выходить на рынок распространителей, предлагая свои услуги.

Редакцией руководит главный редактор, который представляет ее в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, организациями, учреждениями, государственными органами и в суде. Он отвечает за исполнение требований, предъяв­ляемых к СМИ законами РФ. Главный редактор избирается или назначается в соответствии с уставом редакции.

У каждой редакции СМИ — свой устав. Его положения и струк­тура зависят от особенностей самой редакции и ее издания, вели­чины коллектива, обязанностей работников и т.д. В уставе опреде­ляются взаимные права и обязанности учредителя, редакции, глав­ного редактора, порядок его избрания или назначения, а также редакционной коллегии и иных органов управления, полномочия коллектива журналистов. Здесь указывают основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ, ликвидации и реорганизации редакции, изменения ее организационно-право­вой формы, устава и др.


з-



Раздел I. Средства массовой информации и рынок

Устав редакции принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции большинством го­лосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждает­ся учредителем.

До утверждения устава, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут опреде­ляться заменяющим устав договором между редакцией и учреди­телем.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направ­ляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (эфир) данного СМИ.

В качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, соб­ственника имущества редакции может выступать и издатель. Именно такую роль играют информационно-издательские компании и из­дательские дома, учреждающие и выпускающие газеты и журна­лы, создающие радиостанции и другие СМИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: