Процесс концентрации средств массовой информации

Конкуренция на информационном рынке приобретает все более острые формы и неизбежно приводит к концентрации средств массо­вой информации. В России идет тот же процесс, который пережила пресса в странах развитого Запада. Количество независимых периоди­ческих изданий непрерывно уменьшается. Самые крупные и силь­ные поглощают небольших и слабых: присоединяют, ликвидируют, разоряют, очищают для себя рыночное пространство. У этого процесса несколько стадий, различающихся по масштабности, интенсивнос­ти и скорости, количеству участников — от нескольких до многих.


Глава 4. Финансовый капитал на информационном рынке...

Концентрация СМИ в России началась в 90-х годах с появле­нием первых издательско-производственных объединений (ИПО).

Такое объединение обычно возникало там, где редакция имела свое издательство с типографией. Так было создано, например, ИПО «Литературная газета». Вначале редакционное издательство, ведавшее типографией, основанной на средства, заработанные газетой, отделилось от редакции. Они образовали ИПО, подразде­ления которого вступили в договорные отношения: редакция от­вечала за подготовку номеров, издательство обеспечивало их вы­пуск в типографии. Обе стороны получали свою часть прибыли, обусловленную договором между ними. В дальнейшем издательско-производственный комплекс полностью отделился от редакции, утвердил свою экономическую и правовую независимость, стал называться ИПО писателей, установив контакты с одним из твор­ческих союзов российских писателей. После этого выпуск «Литера­турной газеты» стал для ИПО лишь одним из заказов, которые он выполнял для многих периодических изданий.

Издательско-производственное объединение — лишь началь­ная форма установления тесных экономических связей между не­сколькими структурами: газетной редакцией, издательством, ти­пографией. Следующая стадия процесса концентрации СМИ свя­зана с появлением издательских домов.

Издательский дом, издательская или информационно-издатель­ская компания — объединение нескольких редакций, выпускающих печатные периодические издания. Иногда в него входят книжная редакция и структуры, производящие разнообразную печатную про­дукцию — плакаты, буклеты, открытки и др. Им руководит его учре­дитель, владелец, которому подчиняются все его подразделения. Структура издательского дома нередко представляет собой холдинг (от англ. holding — владение). В этом случае вокруг главной — «мате­ринской» компании или редакции создаются финансово зависимые от нее компании или редакции периодических изданий. Такую хол­динговую систему представляет собой, например, столичный изда­тельский дом «Коммерсантъ». Вокруг редакции ежедневной газеты «Коммерсантъ-daily» здесь группируются редакции ряда журналов-ежемесячников: «Власть», «Деньги», «Домовой», «Автопилот» и др.

Со временем структура издательского дома может усложнить­ся, в ней возникают и подразделения, занимающиеся коммерчес­кой деятельностью. Так, в информационно-издательскую компа­нию «Московские новости» входили одноименная еженедельная газета, ежедневная газета «Время МН», еженедельник «Москоу

4-1349


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

ньюс», выпускавшийся на английском языке, журналы «Спортклуб» и «Мода», русско-американская радиостанция «Радио-Максимум», несколько небольших компаний — по распространению печатных изданий, по эксплуатации недвижимости, «МН-Клуб» и др. Это уже переходная форма к образованию издательского концерна.

В странах с развитой рыночной экономикой концерн — это слож­ная форма объединения банков, промышленных предприятий, тор­говых, коммерческих фирм, печатных и аудиовизуальных периоди­ческих изданий, производств, обеспечивающих их бумагой и други­ми материалами, научно-исследовательских организаций и других структур. Газета или журнал, телерадиокомпания является лишь од­ним из элементов такого концерна, их существование обеспечива­ется за счет общей прибыли, получаемой его владельцами.

Прообраз первых отечественных издательских концернов по­явился в России в те же 90-е годы, когда редакции крупнейших газет столкнулись с трудностями, связанными с образованием информационного рынка. Некоторые из них акционировались, создав ОАО или ЗАО. В основанное таким образом ОАО «Концерн "Известия"» вошли редакция газеты «Известия», издательство с типографией и ряд приложений — журнал «Закон», газетные изда­ния «Финансовые известия», «Неделя», «Известия-ТВ», «Известия-Экспертиза» и др. Структурообразующую роль при этом играла сама редакция главной газеты, которая и получала основную часть при­былей концерна. Это привело к борьбе между акционерами, которая закончилась выходом издательства «Известий» с типографией из концерна. Оно было преобразовано в ОАО «Редакция газеты "Изве­стия"», куда входят ежедневное издание и его приложения.

Акционирование редакций периодических изданий активизи­ровало конкуренцию на информационном рынке и убыстрило процесс концентрации СМИ в России. Крупнейшие финансовые компании и банки не замедлили воспользоваться бедственным положением многих газет и журналов и, скупая их акции, превра­щали в свою собственность. Подобный процесс начался также на телевизионном и радиорынке.

2. Российский капитал на информационном рынке

Убедившись, что издательская деятельность в России откры­вает возможность получения значительных прибылей, на ин-


Глава 4. Финансовый капитал на информационном рынке...

формационный рынок устремился отечественный капитал. Об этом свидетельствовало не только учреждение ряда банковских газет и журналов, обслуживавших сотрудников банков и их клиентов, но и прежде всего стремление крупнейших российских финансовых компаний подчинить себе самые влиятельные периодические из­дания, а если это оказывалось невозможным, создать свои, пол­ностью зависимые СМИ — газеты и журналы, телекомпании и радиостанции. Первоначально они стремились при этом к получе­нию дополнительного источника прибыли. Однако по мере того, как финансовые компании начинали оказывать все более сильное воздействие на политическую ситуацию в стране, они поставили перед собой вторую цель — превратить СМИ, которыми они рас­поряжались, в инструмент организации общественного мнения и влияния на политические, государственные структуры. Достиг­нуть этой цели они могли, лишь создавая мощные информацион­ные системы и тем самым ускоряя процесс концентрации рос­сийских СМИ.

В результате почти все крупнейшие общенациональные печат­ные издания, большинство которых выходили в столице, перешли в подчинение к финансовым магнатам. Покупка в 1997 г. ОНЭКСИМ-Банком и нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ» контрольного пакета ак­ций ОАО «Редакция газеты "Известия"» привела к расколу редак­ционного коллектива и уходу части сотрудников газеты. Это пока­зало уязвимость открытого акционерного общества, не способного противостоять попыткам его подчинения более мощному конку­ренту.

Не удовлетворяясь захватом печатных периодических изданий, финансовые компании одновременно устремились на рынки аудио­визуальных СМИ. Их внимание привлекало, прежде всего телеви­дение — как самое действенное средство влияния на массовую аудиторию и манипулирования общественным мнением. Вскоре в их руки перешли большие пакеты акций ОРТ, ТВ-6 и других круп­нейших телерадиокомпаний, а через короткое время они основа­ли новые, коммерческие, полностью принадлежащие им телеком­пании - НТВ, REN TV и др.

Рынок периодических изданий в Москве оказался поделенным между несколькими мощными информационно-издательскими концернами. Каждый из них представляет собой холдинг, т.е. объе­динение нескольких СМИ вокруг центра — компании, созданной для управления возникшим таким образом конгломератом. Эти холдинги различаются лишь своим составом и типом включенных

4-


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

в них СМИ. Так, холдинг «Проф-Медиа», созданный ОНЭКСИМ-Банком, охватывал печатные периодические издания: обществен­но-политические газеты «Известия», «Комсомольская правда», га­зету «Антенна»,.журнал «Эксперт», радиостанцию «Европа+», ин­формационное агентство «Прайм», ряд рекламных изданий. Вслед за банками и финансовыми компаниями на информационный рынок двинулись и крупнейшие российские промышленные груп­пы. РАО «Газпром» создал свой информационный холдинг «Газ­пром-Медиа». В сферу его влияния вошел ряд СМИ, пакетами ак­ций которых он владеет. Среди них не только печатные издания — газеты «Труд», «Трибуна», журналы «Профиль», «Газовая индуст­рия», «Фактор», ряд региональных изданий, но и телекомпании НТВ и ОРТ, радиостанция «Открытое радио», региональная спут­никовая сеть ACT, региональная телерадиокомпания «Прометей» и др.

Холдинг предоставляет ряд преимуществ его основателю и вла­дельцу. Он упрощает управление входящими в него СМИ и други­ми организациями. Обычно его владелец создает управленческий центр, которому подчинены все редакции и компании холдинга. Это позволяет обеспечивать проведение ими единой политики, прежде всего экономической. Управленческий центр контролиру­ет использование финансовых и других ресурсов, которые предос­тавляет холдингу его владелец. Преимуществом холдинга является возможность экономии немалых средств путем организации еди­ной службы распространения печатных периодических изданий и централизованного снабжения всех редакций оперативной акту­альной информацией и рекламой. Кроме того, сами редакции сво­бодно обмениваются информацией и рекламными объявлениями, также получают возможность подготовки совместных тематичес­ких и целевых выпусков и передач. Управляющий центр может оп­тимизировать процесс обеспечения разнотипных редакций новей­шими техническими средствами. Но главное — холдинг позволяет проводить эффективную финансовую политику, регулируя финан­совые потоки, направляя их, как по сообщающимся сосудам, из одного элемента единой системы в другой элемент, используя при­быль, заработанную одной редакцией, для восполнения убытков другой и добиваясь общего положительного эффекта (см. приложе­ние 5).

Освоив столичный рынок, информационные холдинги вышли в регионы России, подчиняя себе местные газеты и журналы, не­большие региональные телерадиокомпании и основывая новые


Глава 4. Финансовый капитал на информационном рынке...

СМИ. На этом пути они встречают конкуренцию со стороны мест­ного капитала, который начал создание своих, региональных ин­формационных холдингов. Одним из них в Самаре стал информа­ционный концерн «Федоров», названный по фамилии его вла­дельца, в Краснодаре действует газетнорадио-информационный комплекс «Вольная Кубань». В последний входят одноименная кра­евая газета и еще восемь газетных изданий, один российский и шесть краевых журналов, краевая радиостанция. Издательский дом «Провинция», которым владеет Б. Гиллер, выпускает 20 ежене­дельников в городах различных регионов России — от Калининг­рада до Красноярска и Хабаровска.

Конкуренция на российском рынке становится все более ост­рой, экспансия мощнейших информационных концернов усили­вается, возрастают ее масштабы. Все это приводит к возникнове­нию такой ситуации, в которой оказывается возможной монопо­лизация информационного обслуживания общества и государства несколькими мощными информационно-издательскими объеди­нениями. Последние руководствуются при этом не общественны­ми, а своекорыстными интересами финансово-промышленных групп, от которых они зависят. Избежать последствий развития та­кой ситуации, среди которых — потеря независимости средствами массовой информации и ограничение свободы журналистской де­ятельности, можно, лишь создав правовую базу для борьбы с мо­нополией на информационном рынке России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: