Иностранный капитал на информационном рынке

Перспектива получения прибылей на информационном рынке России быстро привлекла сюда и иностранный капитал. Однако зарубежные инвесторы, желающие вложить здесь свои средства в информационный бизнес, вынуждены использовать для этого осо­бые методы. Это объясняется тем, что Закон РФ о средствах массо­вой информации лишает лиц, не являющихся гражданами Рос­сии, лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Россий­ской Федерации, прав на учреждение СМИ. Поэтому иностранный капитал ищет обходные пути для проникновения на российский информационный рынок.

Один из этих путей — использование в качестве учредителя подставного лица, имеющего российское гражданство. Другой


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

путь — основание совместного периодического издания. Нередко такое издание является приложением к российской газете или дру­гому СМИ. Так было основано, например, русскоязычное прило­жение к еженедельнику «Московские новости» — дайджест «Нью-Йорк Тайме», публиковавший важнейшие материалы известной американской ежедневной газеты. Американские партнеры в тече­ние долгого времени поддерживали это издание своей рекламой. Не получив, очевидно, от реализации этого проекта тех дивиден­дов, на которые они рассчитывали, американцы прекратили по­ставлять рекламу, и выпуск приложения, ставшего популярным у москвичей, прекратился.

Более удачным оказался опыт совместного издания газеты «Финансовые известия» редакциями столичных «Известий» и лондонской экономической газеты «Файнэншл тайме». «Финансо­вые известия», выходившие как приложение к «Известиям», су­мели за несколько лет стать одним из лучших деловых изданий в России и укрепить свою экономическую базу. Английские партне­ры поддерживали их выпуск предоставлением московской редак­ции рекламы и своей фирменной розовой бумаги, на которой пе­чатали приложение.

Иной метод проникновения на российский рынок — выпуск русскоязычного варианта зарубежного издания. Им пользуются крупнейшие иностранные издательские компании, договариваясь с российскими бизнесменами, выступающими в роли учредите­лей. Так на рынке появились популярные «глянцевые» журналы для женщин «Бурда» и «Лиза», выходящие при поддержке немец­кой издательской компании Бурда, журнал «Эль» — аналог фран­цузского женского журнала и др.

Иной вариант выбирают основатели периодических изданий на английском и других иностранных языках. Они рассчитывают на читателей-иностранцев, находящихся на территории России и других государств СНГ, а также на россиян, изучающих иностран­ные языки или контактирующих с зарубежными бизнесменами. Так была основана англоязычная газета «Москоу тайме». Ее читают не только дипломатические работники и иностранные бизнесмены, но и туристы, приезжающие в Москву из Западной Европы и Америки. Аудитория газеты выросла после выпуска ее делового приложения «Капитал» на русском языке.

Один из каналов проникновения иностранного капитала на российский рынок — деятельность крупнейших зарубежных ин­формационных агентств. Некоторые из них, например английское


Глава 4. Финансовый капитал на информационном рынке...

агентство Рейтер, успешно конкурируют с нашими отечественны­ми информационными агентствами. Представительство Рейтер в России использует новейшие информационные технологии и про­дает свою продукцию редакциям общенациональных и региональ­ных газет, телерадиокомпаниям и другим СМИ.

Роль иностранного капитала в российском информационном бизнесе постепенно возрастает. Он проникает в разные сегменты информационного рынка, конкурируя с отечественными инфор­мационными компаниями.

Резюме

Конкуренция на информационном рынке России приводит к началу концентрации средств массовой информации. Она начина­ется с появления в 90-х годах издательско-производственных объе­динений, продолжается созданием издательских домов, информа­ционно-издательских компаний, основанием издательских концер­нов.

Российский капитал устремился на информационный рынок. Финансовые компании, банки создают информационно-издатель­ские холдинговые структуры. Такой холдинг включает печатные издания, телекомпании и радиостанции, управляемые из единого центра. Рынок периодических изданий в Москве оказался поде­ленным между несколькими информационными холдингами, каж­дым из которых владеет финансовая компания или промышлен­ная группа. Из столицы информационные компании вышли в про­винцию, подчиняя себе местные региональные СМИ. На информационном рынке России возникла угроза монополии. Бо­роться с ней можно, лишь создавая соответствующую правовую базу.

Вслед за отечественным капиталом на российский информа­ционный рынок приходит иностранный капитал. Он использует специфические методы проникновения на рынок — основание совместных изданий, выпуск русскоязычных вариантов зарубеж­ных журналов и др.

Вопросы для самопроверки

1. Чем объясняется концентрация средств массовой информации в России?

2. Какие формы концентрации СМИ вы знаете?

3. Что такое издательско-производственное объединение?


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

4. Чем издательский дом отличается от ИПО?

5. Что такое информационно-издательский холдинг? Кто руководит холдингом?

6. Каковы особенности информационно-издательского концерна?

7. Назовите причины и цели прихода российского капитала на ин­формационный рынок.

8. К чему привел процесс концентрации российских средств массо­вой информации?

9. Какие типы информационных холдингов вы знаете?

10. Каковы формы и методы проникновения иностранного капитала на российский информационный рынок?


Раздел II

ОСНОВЫ

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО

МАРКЕТИНГА

Глава 5

Изучение информационного рынка

--------------------------------------- ф

ЦЕЛИ Ознакомившись с этой главой, вы должны су-

меть:

♦ объяснить, что такое редакционно-издательский марке­тинг, каковы его цели, задачи и направления;

♦ рассказать о сегментации рынка периодических изданий, их позиционировании, значении информационной ниши, ее видах;

♦ определить направления изучения рынка потребителей ин-

формации и методы исследования читательской, зритель­ской и слушательской аудитории;

♦ раскрыть особенности конкурентной ситуации на рынке
периодических изданий и установить цели изучения конкурентного издания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: