Экономические предпосылки

Для создания нового СМИ и организации деятельности его ре­дакции не меньшее значение имеют их экономические предпосылки. Основание любого периодического издания невозможно без предва­рительного обеспечения его экономической базы. Под нею понимаются ресурсы — финансовые, материальные, информационные, рабочей силы, отсутствие которых препятствует выпуску газеты, аудиовидео-передачи, информационного бюллетеня, сетевого издания.

Решение проблем, связанных с созданием этой базы, не сле­дует отодвигать в будущее, ожидая, например, получения свиде­тельства о регистрации издания. Экономические предпосылки его создания обеспечивают одновременно с правовыми предпосылка­ми, иногда даже раньше. Иначе теряется время, необходимое для начала деятельности СМИ.

Прежде всего обеспечивают финансовую базу издания. Конкретные размеры денежной суммы, достаточной для основа­ния газеты, телекомпании или информационного агентства, из­меняются в зависимости от характеристик будущего СМИ — пе­риодичности его выхода, объема, тиража и др., а также от ситуа­ции, складывающейся в данный момент на финансовом рынке и других ресурсных рынках. Просчитывая в бизнес-плане своего про­екта расходы, связанные с основанием СМИ, учредитель вынужден исходить из первоначального расчета-прикидки суммы, необходимой


Глава 3. Формы организации медиабизнеса

для реализации его планов. Лишь в ее ходе со временем он полу­чает настоящее представление об этой сумме. Так, в начале 2003 г. было известно, что для создания новой ежедневной (пятиразовой) газеты формата А2 с 50-тысячным тиражом в это время требовался стартовый (начальный) капитал, эквивалентный примерно 15 млн. долларов США. Еще большие денежные суммы были необходимы для основания средней по размерам телерадиокомпании. Понятно, что найти подобные средства были в состоянии лишь крупные фи­нансовые компании, банки и тому подобные организации.

Обеспечив финансовую базу СМИ, переходят к созданию его материально-технической базы. Если речь идет о печатном издании, заблаговременно заботятся о приобретении до­статочного количества бумаги. Заключают договор с издательством, в типографии которого будут выпускать газету. При основании теле­компании или радиостанции договариваются с государственным тех­ническим центром о передаче сигнала. Решают вопросы, связанные с рабочими помещениями для редакции. В наилучшем положении оказывается учредитель, владеющий зданием или его частью, где он может разместить журналистов и других сотрудников редакции. Например, редакция еженедельника «Московские новости» суме­ла выкупить здание, в котором она располагается. Это избавило ее от расходов, связанных с арендой помещений. Наоборот, она по­лучала доход, сдавая часть здания в аренду другим организациям. В худшей ситуации находится редакция «Комсомольской правды», вынужденная арендовать свои рабочие помещения у издательства «Пресса». А редакции десятков специализированных журналов, выходящих в столице, арендуют свои помещения у отраслевых издательств, которые их обслуживают.

Решая вопросы, связанные с размещением редакций СМИ, не забывают об их оснащении — приобретении рабочей мебели, светильников и т.п., а также инструментария журналистов, со­трудников технических и коммерческих служб и материалов для их деятельности.

Для выхода продукции СМИ на рынок придется создать базу распространения, организовав для этого специальную службу и связавшись с одной или несколькими фирмами-посред­никами на рынке распространителей.

Одновременно заключают договора с центральным и регио­нальным информационными агентствами и подключаются к Ин­тернету — для обеспечения базы информации, без кото­рой выпуск издания будет затруднен.


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

Еще собирая средства для реализации своего проекта, учреди­тель вынужден думать рабочей базе издания — о тех, кто будет работать в новой редакции или компании. Единая команда, сплоченный коллектив специалистов — журналистов и техничес­ких сотрудников, возглавляемых авторитетным руководителем, — одна из важнейших предпосылок успеха нового СМИ. Поиск этих специалистов потребует значительного времени, поэтому начи­нать его нужно как можно раньше. Привлечь их можно, лишь обес­печив им благоприятные условия труда, в первую очередь доста­точно высокую его оплату.

Последняя по счету, но одна из важнейших по значению пред­посылок реализации намеченных планов — обеспечение ауди­торной базы СМИ. Найдет ли будущая газета или телепрог­рамма читателей или телезрителей? Ведь без потенциальной ауди­тории, готовой воспринять новое издание, выпускать его будет ни к чему — весь тираж газеты будет списываться, а телезрители бу­дут переключать телевизоры на другой канал.

2. Проблемы собственности в медиабизнесе

Использование правовых и экономических предпосылок осно­вания СМИ и обеспечения его успешной деятельности даст ожи­даемые результаты лишь при своевременном решении вопроса о собственности. Кто владеет газетой? Кому принадлежит телеком­пания или радиостанция? От ответов на эти вопросы зависит мно­гое — финансовая база издания и, следовательно, его дальнейшая судьба, тип издания, его тираж, регион распространения, вели­чина редакционного коллектива и т.д.

Решение этого вопроса зависит от того, кто является учредите­лем СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации ясно ука­зывает, кто может быть в России учредителем (соучредителем) СМИ. Этим правом обладают гражданин, достигший восемнадца­тилетнего возраста, объединение граждан, предприятие, учреж­дение, организация, государственный орган. Но этого права не имеют отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда либо душевнобольной, признанный судом недеес­пособным, объединение граждан, учреждение и организация, де­ятельность которых запрещена по закону. А также гражданин другого


Глава 3. Формы организации медиабизнеса

государства или лицо без гражданства, не проживающее постоян­но в Российской Федерации.

Как нам известно, учредитель обладает определенными права­ми и обязанностями. Утвержденный им редакционный устав и/ или его договор с редакцией регулирует все отношения между ними, в том числе и имущественные. Эти документы фактически опреде­ляют, кто является владельцем СМИ, редакционного имущества и названия периодического издания — газеты, телепрограммы и др. Они полностью раскрывают экономический аспект отношений между учредителем СМИ и его редакцией.

В зависимости от того, кто выступает в роли учредителя, воз­можны различные варианты решения вопроса о собственности. Пер­вый и простейший из них: учредитель СМИ — частное лицо. Он предоставляет начальный капитал для подготовки, выпуска и рас­пространения издания. Ему же принадлежит часть доходов и прибы­ли от реализации издания, публикации рекламы и др. в соответствии с договором с редакцией. Учредитель может стать главным редакто­ром и руководить созданным им редакционным коллективом. Если у него достаточно средств, он волен выступить и в роли издателя, обеспечивая производственную базу для выпуска своего издания. Тогда он становится предпринимателем, владельцем СМИ, имущества редакции, ее основных фондов, оборотных средств и др.

Количество периодических изданий, основанных частными учредителями, быстро растет. Для большинства из них характерно сочетание частного учредительства с исполнением обязанностей глав­ного редактора. К началу 1997 г. в России было зарегистрировано 1084 таких печатных периодических изданий. Они возникают и в круп­ных городах, и в российской глубинке. Так, в 1991 г. в Москве была основана частная общенациональная «Общая газета», тираж кото­рой вскоре превысил четверть миллиона экземпляров, и в то же время в селе Исаклы Самарской области один из жителей села на свои личные сбережения создал частную сельскую газету «Исаклинские известия». Учредитель стал издателем газеты, ее главным редак­тором и, вначале, ее единственным журналистом. Он нашел рекла­му, создал редакционный актив. Новую газету поддержали местные спонсоры — тольяттинские предприниматели. Маленькая частная газета с тиражом в несколько тысяч экземпляров встала на ноги.

Если у желающего основать новое СМИ не хватает для этого своих средств, он выбирает один из вариантов коллективного уч­редительства. Несколько граждан объединяют свои средства и становятся


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

соучредителями СМИ. В этом случае они подписывают учре­дительный договор. В нем определяются доли—паи начального (ус­тавного) фонда, соотношение тех средств, которые вносит каждый из соучредителей. Здесь же уточняются их отношения между собой и с редакцией, представляемой главным редактором, право каждого соучредителя выйти из дела и судьба его пая. Именно так возникла в 1992 г. деловая газета «Биржа». Ее соучредителями стали три молодых московских предпринимателя. Когда через некоторое время газета начала испытывать финансовые трудности, двое из соучредителей решили выйти из дела. Третий выкупил их паи и остался единствен­ным учредителем, владельцем и главным редактором газеты.

В роли учредителя СМИ часто выступает его журналистский коллектив. Тогда он становится собственником периодического издания, основных фондов и оборотных средств редакции. В ее ус­таве определяются права и обязанности членов коллектива не только в подготовке и выпуске издания, но и в использовании доходов и прибыли — как его соучредителей и совладельцев.

Реже встречается разновидность такого варианта коллективно­го учредительства. При этом учредителем СМИ становится трудо­вой коллектив его редакции. В этом случае в число учредителей входят не только ее журналисты, но и технические сотрудники. Это позволяет уменьшить текучесть технических кадров в редак­ции, но, с другой стороны, возрастает их роль при обсуждении важнейших вопросов ее жизни, что не всегда способствует их оп­тимальному решению.

Чтобы избежать этого, в некоторых редакциях ограничивают ко­личество соучредителей, включая в них лишь руководителей кол­лектива и журналистов, принимавших участие в основании СМИ.

Нередко в роли учредителя СМИ выступает какой-либо госу­дарственный орган, ведомство, общественная организация — проф­союз, партия и т.д. При этом обычно используют два варианта учре­дительства. В первом из них учредителем становится тот орган, уч­реждение или иная структура, которая основывает СМИ и дотирует его, регулярно предоставляя финансовые средства. Учредитель ут­верждает устав и назначает главного редактора. Редакция при этом формально сохраняет самостоятельность своей профессиональной деятельности. Но фактически учредитель получает возможность ока­зывать на нее сильнейшее влияние. Это приводит к полной зависи­мости многих местных изданий — районных и городских газет от их учредителей — местной администрации и др. Относительную самостоятельность сохраняют лишь некоторые крупные СМИ.


Глава 3. Формы организации медиабизнеса

Однако чаще используют другой вариант, при котором возни­кает так сказать многозвенный учредитель. При этом в роли соучре­дителей выступают те органы или организации, которые являются фактическими основателями СМИ, и журналистский или трудовой коллектив его редакции. Это позволяет сохранить достаточную ее самостоятельность в решении не только творческих и производствен­ных, но и имущественных вопросов. Редакция остается совладель­цем своего имущества, что фиксируется в ее уставе и договоре с другими соучредителями. Так, в выходных сведениях газеты «Гудок» указывались три ее соучредителя: Министерство путей сообщения, ЦК профсоюза, трудовой коллектив редакции. Эта информация определяла отношения соучредителей СМИ и его редакции.

В не меньшей степени эти отношения зависят от выбора учре­дителем СМИ организационно-правовой формы его редакции. Эту форму определяют особенности имущественных и организацион­ных основ взаимодействия собственников и коллектива редакции, их ответственности друг перед другом и перед другими лицами, различия способов функционирования имущественной базы — финансовой, производственной и др.

Собственник имущества редакции принимает решение о выборе организационно-правовой формы редакции как юридического лица.

Редакция СМИ может быть юридическим лицом, самостоя­тельным хозяйствующим субъектом. Но если она не зарегистриро­вана в качестве юридического лица, то лишена права действовать как самостоятельный хозяйствующий субъект. Это относится, в частности, к редакции, которая является структурным подразде­лением другой организации, выступающей как юридическое лицо и ведущей за нее все хозяйственные дела. Так, редакция приложе­ния, входящая в структуру коллектива «материнской» газеты, не может являться юридическим лицом.

Редакция-юридическое лицо, как и редактор-предприниматель, обязана пройти регистрацию в органах юстиции местной администра­ции. Это не совпадает с регистрацией СМИ в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

Как юридическое лицо редакция регистрируется в любой пре­дусмотренной Гражданским кодексом РФ форме коммерческих и некоммерческих организаций — хозяйственных товариществ и об­ществ, производственных кооперативов, государственных и му­ниципальных унитарных предприятий (см. приложение 4).

Хозяйственное товарищество — это объединение нескольких лиц для совместной коммерческой деятельности. Каждый из его


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

учредителей вносит свой вклад, которые в совокупности образуют уставный (складочный) капитал. Имущество, созданное или при­обретенное за счет этих вкладов, является собственностью товари­щества. Хозяйственное товарищество может быть создано в двух формах: полное товарищество или товарищество на вере (комман­дитное). Последнее отличается от полного товарищества тем, что в его состав кроме полных участников, отвечающих своим имуще­ством по обязательствам товарищества в соответствии с их вклада­ми в складочный капитал, входят и несколько вкладчиков (ком­мандитистов), которые не принимают участия в предприниматель­ской деятельности. Однако они также получают часть прибыли товарищества и несут риск убытков в пределах сумм, внесенных ими в товарищество.

Если основной целью деятельности редакции не является из­влечение прибыли, она может быть зарегистрирована в форме го­сударственного или муниципального учреждения, автономной некоммерческой организации и т.п. Но если основной целью дея­тельности редакции становится извлечение прибыли, то ее регис­трируют как юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью или дополнительной ответственностью, произ­водственного кооператива, унитарного предприятия, акционер­ного общества — открытого или закрытого и др. Каждая из этих форм имеет свои особенности.

Редакция — государственное (муниципальное) учреждение ос­новывается каким-либо государственным органом, администра­цией области (города). Она может выступать в роли соучредителя, имеет самостоятельный баланс, свои счета в банковских учрежде­ниях, свою печать, свои издательский и товарный знаки. Редакция выпускает газету в соответствии с тематикой, заявленной учреди­телем, информирует читателей о работе органов государственной власти или местного самоуправления, организует обсуждение об­щественно значимых проблем жизни. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана.

Администрация финансирует редакцию, предоставляет ей ос­новные средства, формирует ее имущество. Она осуществляет кон­троль за финансово-хозяйственной деятельностью редакции. Как учредитель она назначает редактора и освобождает его от должно­сти. Назначение главного редактора происходит с согласия кол­лектива журналистов—штатных сотрудников редакции. Админист­рация заключает с главным редактором контракт сроком не менее


Глава 3. Формы организации медиабизнеса

чем на четыре года. Его освобождение от должности до истечения этого срока допускается исключительно в соответствии с условия­ми контракта и законодательством РФ о труде. Этот контракт не может противоречить уставу редакции.

При главном редакторе — руководителе редакции действует консультативная редакционная коллегия. Редакция действует в со­ответствии со своим уставом на основе профессиональной и твор­ческой самостоятельности.

Редакция — автономная некоммерческая организация. Она со­здается на основе добровольных имущественных взносов ее учре­дителей и не ставит своей целью извлечение прибыли. Учредите­лем газеты является соответствующая администрация — области, города и др. Редакция имеет в собственности обособленное иму­щество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, свою печать и др. Она вправе заниматься предпринимательской деятель­ностью, соответствующей целям, ради которых создана. Главная ее цель — удовлетворение потребностей граждан в массовой ин­формации. Она действует на основе профессиональной и творчес­кой самостоятельности.

Редакция может иметь в собственности здания, оборудование, денежные средства и другое имущество, источниками формирова­ния которого являются добровольные имущественные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граж­дан, доходы от реализации тиража газеты, от предпринимательс­кой деятельности, гранты и другие поступления, не запрещенные законом. Все имущество редакции и доходы от предпринимательс­кой деятельности являются ее собственностью и не могут перерас­пределяться между учредителями.

Взаимные права и обязанности редакции и ее учредителя-ад­министрации регулируются уставом редакции. Управление редак­цией осуществляется Советом ее учредителей. Одну треть этого Совета составляют работники редакции, две трети — представите­ли администрации и другие лица. Совет возглавляет его председа­тель, которым является главный редактор газеты. Он избирается журналистским коллективом редакции и утверждается Советом сроком не менее чем на четыре года. В обязанности Совета входит также утверждение финансового плана редакции, годового отчета и бухгалтерского баланса. Главный редактор распоряжается иму­ществом редакции, включая денежные средства. При нем действу­ет редакционная коллегия.


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

Следующие две организационно-правовые формы регистрации редакции как юридического лица имеют много общего. Это редак­ция — государственное унитарное предприятие и редакция — муници­пальное унитарное предприятие. Обе они являются коммерческими организациями, учредителями которых выступают соответствующая администрация — руководство какого-либо государственного орга­на в первом случае и администрация города, где выходит газета, во втором случае. У такой редакции могут быть и соучредители. Редак­ция имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, рас­четный и иные счета, свою печать, фирменное наименование, эмб­лему, издательский и товарный знаки. Она действует на основе хо­зяйственного расчета и самофинансирования. Ее имущество находится в государственной (муниципальной),собственности, принадлежит редакции на правах хозяйственного ведения. Закрепленные за редак­цией основные и оборотные средства образуют ее уставный фонд.

Продукция редакции и ее доходы также являются государствен­ной (муниципальной) собственностью и поступают в ведение ре­дакции. Учредитель контролирует финансово-хозяйственную дея­тельность редакции. Администрации принадлежит и право на вы­пуск газеты и ее название.

Редакцией руководит главный редактор, который назначается администрацией с согласия коллектива штатных журналистов ре­дакции. Администрация заключает с главным редактором контракт на срок не менее четырех лет. При главном редакторе действует консультативный орган — редакционная коллегия.

У редакции и ее учредителя есть взаимные обязанности. Редак­ция, в частности, обязана информировать население о деятельно­сти администрации. Последняя же обязана обеспечивать редакцию необходимой для этого информацией, в том числе путем аккреди­тации ее журналистов. Среди других ее обязанностей — обеспече­ние профессиональной и творческой самостоятельности редакции, а также предоставление ей помещения для размещения ее сотруд­ников и технического оснащения.

Редакция ООО (общество с ограниченной ответственностью) — коммерческая организация, учреждается одним или несколькими лицами. Его начальный — уставный капитал делится на доли — паи. Минимальный уставный капитал такого общества составляет 100 минимальных оплат труда. Учредители редакции ООО не отве­чают по его обязательствам. Они лишь рискуют утратить свои доли в результате неудачной хозяйственной деятельности редакции. Уч­редительными документами ООО являются учредительный договор


Глава 3. Формы организации медиабизнеса

подписанный учредителями, и утвержденный ими устав ре­дакции. Но если ООО учреждается одним лицом, то учредитель­ным документом является устав.

Высшим органом редакции, если ООО учреждено более чем двумя лицами, является общее собрание учредителей. Руководство деятельностью редакции может быть коллегиальным (редколлегия, директорат) или единоличным (главный редактор, директор).

Доля любого учредителя редакции ООО в уставном капитале может быть им уступлена другим учредителям или третьим лицам.

Редакция ОДО (общество с дополнительной ответственностью) отличается от редакции ООО лишь тем, что учредители отвечают по ее общим обязательствам в случае недостатка ее капиталов и другого имущества дополнительно своим имуществом. Но не всем своим имуществом, а только в размере, кратном их вкладам в на­чальный фонд редакции. Эта форма ее хозяйственной организации встречается редко.

Наиболее распространенная форма организации хозяйствен­ной деятельности редакции — АОакционерное общество. Его уставный фонд делится на определенное количество долей, обо­значаемых ценными бумагами-акциями равной стоимости. Участ­ники фонда не отвечают по обязательствам редакции. Они риску­ют только потерять в результате ее неудачной деятельности свои средства, потраченные на покупку акций.

Если редакция имеет право свободно выпускать акции, прода­вать их и проводить подписку на них, увеличивая таким образом свой капитал, без согласия остальных акционеров, то она призна­ется открытым акционерным обществомОАО. Таким обществом является, например, ОАО «Редакция газеты "Известия"» или ОАО «Издательский дом "Пушкинская площадь"», выпускающее еже­недельник «Алфавит» и ряд других изданий.

Но если редакция не имеет права свободно выпускать акции, проводить подписку на них и продавать их на рынке ценных бу­маг, то она признается закрытым акционерным обществомЗАО. Она вправе лишь выпускать акции, которые распределяются толь­ко среди учредителей или другого заранее определенного круга лиц, например штатных работников редакции. Количество акцио­неров ЗАО не должно превышать пятидесяти, и они имеют пре­имущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами общества.

Минимально допустимый уставный капитал ЗАО составляет 100 минимальных оплат труда. В ОАО минимальный размер уставного


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

капитала возрастает до 1000 минимальных оплат труда. Если стоимость чистых активов акционерного общества становится мень­ше минимального размера его уставного капитала, общество под­лежит ликвидации.

Учредительным документом редакции — акционерного обще­ства является только его устав. Но ее учредители заключают договор, определяющий условия их деятельности при основании редакции.

Высшим органом управления редакции — АО является общее собрание его акционеров. Текущее руководство деятельностью ре­дакции осуществляет исполнительный орган — коллегиальный (правление, редактора) или единоличный (генеральный дирек­тор, президент-главный редактор). Создается также контрольный орган — Совет директоров (наблюдательный совет).

Большинство редакций крупных СМИ выбирает организаци­онно-правовую форму закрытого акционерного общества. Ее пре­имущества подтверждаются успешной деятельностью ряда ЗАО, выпускающих общенациональные и региональные периодические издания.

Резюме

Учредители СМИ достигнут успеха, если учтут правовые и эко­номические предпосылки их деятельности. Правовые предпосыл­ки включают регистрацию нового СМИ. За выдачу свидетельства о регистрации взимается регистрационный сбор, размер которого за­висит от типа и специализации СМИ. Кроме того, учредитель ново­го аудиовизуального СМИ обязан получить лицензию на вещание.

После регистрации СМИ между его учредителем, издателем, собственником имущества и редакцией возникают правовые отно­шения, которые регулируются Законом РФ о средствах массовой информации. Содержание и форма этих отношений конкретизиру­ются в уставе редакции и ее договорах с учредителем и издателем.

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессио­нальной и творческой самостоятельности. Ею руководит главный редактор, который представляет ее в отношениях с учредителем, издателем, гражданами, государственными органами, судом и др. Он избирается или назначается в соответствии с уставом редакции.

Экономические предпосылки основания СМИ означают обес­печение его экономической базы. Она включает финансовую и материально-техническую, рабочую и аудиторную базы, а также базы информации и распространения.


Глава 3. Формы организации медиабизнеса

Важнейшее значение имеет решение вопроса о собственнос­ти — кому принадлежит СМИ. Это определяется тем, кто является учредителем СМИ. Возможны варианты решения — частное и кол­лективное учредительство, их разновидности. Соучредители СМИ подписывают учредительный договор, фиксируя в нем свои права и обязанности.

Отношения учредителей и редакции, осуществляющей пред­принимательскую деятельность, зависят и от выбора организаци­онно-правовой формы ее юридического лица. Редакция-юридичес­кое лицо обязана пройти дополнительную регистрацию в органах юстиции местной администрации. Она регистрируется в одной из предусмотренных Гражданским кодексом РФ форм хозяйственно­го общества, хозяйственного товарищества, унитарного предпри­ятия: Государственное учреждение, Муниципальное учреждение, Автономная некоммерческая организация, Государственное уни­тарное предприятие, Муниципальное унитарное предприятие, Общество с ограниченной ответственностью, Общество с допол­нительной ответственностью, Акционерное общество — открыто­го или закрытого типа и др.

Вопросы для самопроверки

1. Где проходят регистрацию новые СМИ? А где аудиовизуальные СМИ получают лицензию на вещание?

2. Кто освобождается от регистрации СМИ?

3. Чем регулируется размер регистрационного сбора?

4. Чем регулируются правовые отношения между учредителем, из­дателем, собственником имущества и редакцией? В каких доку­ментах фиксируют эти отношения?

5. Кто руководит редакцией СМИ и представляет ее в отношениях с учредителем?

6. На какой основе осуществляется профессиональная деятельность редакции?

7. Что является экономическими предпосылками создания СМИ?

8. Что включает экономическая база СМИ?

9. Чем определяется решение вопроса о собственности — кому при­надлежит СМИ?

10. Кто имеет право быть учредителем, издателем, распространите­лем СМИ, главным редактором?

11. Какие вы знаете виды и особенности частного и коллективного учредительства?

12. Что такое многозвенное учредительство СМИ?

13. Когда редакция СМИ не может стать юридическим лицом?


Раздел I. Средства массовой информации и рынок

14. Где производится дополнительная регистрация юридического лица редакции?

15. Какие организационно-правовые формы регистрации юридичес­кого лица редакции вы знаете?

16. Чем различаются открытое и закрытое акционерные общества?

Глава 4

Финансовый капитал на информационном рынке России

-----------------------------------

ЦЕЛИ Ознакомившись с материалами этой главы,

вы сможете понять:

♦ чем объясняется процесс концентрации СМИ в России и каковы его цели;

♦ в каких формах проходит процесс концентрации СМИ и чем они различаются;

♦ как российский финансовый капитал выходит на инфор-

моционный рынок;

♦ каковы формы и методы проникновения иностранного
капитала на российский информационный рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: