Для редакционного менеджмента правовые основы столь же важны, как и этические. Поскольку редакция, медиакомпания и информационное агентство представляют собой не только творческие, но и производственные коллективы, предприятия, они руководствуются всеми законами, определяющими деятельность государственных и негосударственных, коммерческих предприятий
Раздел IV. Основы редакционного менеджмента
в России. Прежде всего это общие законы, регулирующие процессы основания и деятельности предприятий. К ним относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а также все подзаконные акты, разъясняющие статьи и положения этих документов.
Кроме этих общих законов и подзаконных актов правовой основой редакционного менеджмента служат специальные законы, определяющие цели, направления и характер функционирования средств массовой информации РФ. Среди них законы РФ: «О средствах массовой информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О государственной тайне», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об экономической поддержке районных (городских) газет», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» и другие, а также подзаконные акты, связанные с этими законами. Все эти документы образуют правовую базу, достаточную для организации деятельности редакций, компаний и агентств всех СМИ на территории России. Они обеспечивают защиту интересов СМИ и представляющих их журналистов на всех направлениях сбора информации и этапах подготовки и выпуска периодических изданий. К ним обращаются, представляя СМИ и защищая их интересы в судах. Но этими же законами руководствуются суды, решая дела о защите граждан, честь и достоинство которых были оскорблены публикациями в периодических изданиях.
|
|
Нарушение какого-либо из этих законов опасно для обеих сторон. Для государственных органов, властных структур, политических и общественных организаций, пытающихся ограничить самостоятельность СМИ в их профессиональной деятельности или преследовать журналистов за публикацию правдивой информации. И для самих редакций, компаний и журналистов, нарушающих закон, стремясь увеличить свои доходы. Но нарушать закон не только опасно, но и экономически невыгодно. Рано или поздно нарушение будет раскрыто, и за него придется расплачиваться — в переносном и буквальном смысле этого слова. Периодическое издание, не считающееся с законом, долго не просуществует, оно просто не выдержит обрушившегося на него груза административ-
|
|
Глава 23. Менеджмент, этика и закон
ных и финансовых санкций. Предотвратить это можно в процессе менеджмента, которым руководит редакционный менеджер.
Резюме
Среди факторов, воздействующих на экономическую базу периодического издания, определенную роль играет этика журналистской и редакционной деятельности. Нарушение нравственных норм редакциями и журналистами экономически невыгодно. Оно ведет к серьезным финансовым потерям в результате ухудшения имиджа издания и отказа многих читателей и телезрителей от его информации. К этим потерям присоединяется выплата финансовой компенсации гражданам по решениям судов, рассматривавших иски к редакции о защите их чести и достоинства.
Возрастает ответственность журналиста перед его работодателем-редактором, учредителем издания. Если по его вине редакции был нанесен серьезный моральный и финансовый ущерб, он лишится работы.
Усложняются обязанности редакционного менеджера: к ним присоединяется наблюдение за этической стороной профессиональной деятельности руководителей коллектива и его работников, предотвращение нарушений норм журналистской этики. Помочь в этом может формирование в редакции своего этического кодекса, соблюдение норм которого обязательно для всех сотрудников.
Не меньшее значение для редакции и ее издания имеет соблюдение всеми работниками правовых норм. Поскольку редакция — это государственное или негосударственное предприятие, вся его деятельность — подготовка и выпуск периодического издания, его выход на рынок и распространение — регулируется законами Российской Федерации. Прежде всего общими законами — Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и другими, которыми руководствуются все предприниматели, а также специальными законами, связанными с журналистской деятельностью и функционированием СМИ, — «О средствах массовой информации», «О рекламе» и др. Их нарушение влечет за собой административные и экономические санкции. Невнимание журналистов и редакции к правовым нормам их деятельности приводит к ослаблению экономической базы издания, бюджетному дефициту и возникновению угрозы банкротства.
Раздел IV. Основы редакционного менеджмента
Вопросы для самопроверки
1. Как этическая сторона редакционной и журналистской деятельности влияет на экономическую базу издания?
2. Каковы причины нарушений журналистами нравственных норм редакционной деятельности?
3. Как можно предотвратить нарушения норм журналистской этики и связанные с ними финансовые потери редакции?
4. Что составляет правовую базу редакционной и журналистской деятельности?
5. Почему редакциям невыгодно нарушать законы?
Заключение
Жизнь мудрее любых советов, любых рекомендаций. Она опережает любую теорию, вносит в нее коррективы, подсказывает новые, совершенно неожиданные варианты решения сложнейших проблем, находит пути выхода из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Но та же жизнь, та же редакционная практика показывает, что в решении задач, которые непрерывно встают перед руководителями коллективов, журналистами, редакционными менеджерами и учредителями, владельцами новых газет, телерадиопрограмм, информационных вестников и других СМИ, они всегда исходят из накопленного опыта. В значительной мере из своего опыта, который со временем растет и углубляется. В еще большей степени — из опыта и знаний, накопленных множеством редакций, медиаком-паний и их руководителей за долгие годы и в наше время.
Теория — кладезь и сгусток этого бесценного опыта, результат его осмысления, анализа и в конечном счете — извлечения из него того, что имеет общее значение. Поэтому она способна формулировать выводы, которые составляют сердцевину теоретических основ редакционной деятельности. В частности, экономической деятельности СМИ на нашем информационном рынке. Это позволяет теории смотреть в будущее на важнейших направлениях развития этого рынка.
|
|
Единение редакционной практики с ее теорией — залог достижения намеченных целей.
Приложения
Приложение 1