Менеджмент и закон

Для редакционного менеджмента правовые основы столь же важны, как и этические. Поскольку редакция, медиакомпания и информационное агентство представляют собой не только твор­ческие, но и производственные коллективы, предприятия, они руководствуются всеми законами, определяющими деятельность государственных и негосударственных, коммерческих предприятий


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

в России. Прежде всего это общие законы, регулирующие про­цессы основания и деятельности предприятий. К ним относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а также все подзаконные акты, разъясняющие статьи и поло­жения этих документов.

Кроме этих общих законов и подзаконных актов правовой ос­новой редакционного менеджмента служат специальные законы, определяющие цели, направления и характер функционирования средств массовой информации РФ. Среди них законы РФ: «О сред­ствах массовой информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О государственной тайне», «О порядке освещения дея­тельности органов государственной власти в государственных сред­ствах массовой информации», «Об информации, информатиза­ции и защите информации», «О рекламе», «Об экономической поддержке районных (городских) газет», «О государственной под­держке средств массовой информации и книгоиздания Российс­кой Федерации» и другие, а также подзаконные акты, связанные с этими законами. Все эти документы образуют правовую базу, достаточную для организации деятельности редакций, компаний и агентств всех СМИ на территории России. Они обеспечивают защиту интересов СМИ и представляющих их журналистов на всех направлениях сбора информации и этапах подготовки и выпуска периодических изданий. К ним обращаются, представляя СМИ и защищая их интересы в судах. Но этими же законами руководству­ются суды, решая дела о защите граждан, честь и достоинство которых были оскорблены публикациями в периодических изда­ниях.

Нарушение какого-либо из этих законов опасно для обеих сто­рон. Для государственных органов, властных структур, политичес­ких и общественных организаций, пытающихся ограничить само­стоятельность СМИ в их профессиональной деятельности или пре­следовать журналистов за публикацию правдивой информации. И для самих редакций, компаний и журналистов, нарушающих закон, стремясь увеличить свои доходы. Но нарушать закон не только опасно, но и экономически невыгодно. Рано или поздно наруше­ние будет раскрыто, и за него придется расплачиваться — в пере­носном и буквальном смысле этого слова. Периодическое изда­ние, не считающееся с законом, долго не просуществует, оно просто не выдержит обрушившегося на него груза административ-


Глава 23. Менеджмент, этика и закон

ных и финансовых санкций. Предотвратить это можно в процессе менеджмента, которым руководит редакционный менеджер.

Резюме

Среди факторов, воздействующих на экономическую базу пе­риодического издания, определенную роль играет этика журнали­стской и редакционной деятельности. Нарушение нравственных норм редакциями и журналистами экономически невыгодно. Оно ведет к серьезным финансовым потерям в результате ухудшения имиджа издания и отказа многих читателей и телезрителей от его информации. К этим потерям присоединяется выплата финансо­вой компенсации гражданам по решениям судов, рассматривав­ших иски к редакции о защите их чести и достоинства.

Возрастает ответственность журналиста перед его работодате­лем-редактором, учредителем издания. Если по его вине редакции был нанесен серьезный моральный и финансовый ущерб, он ли­шится работы.

Усложняются обязанности редакционного менеджера: к ним присоединяется наблюдение за этической стороной профессио­нальной деятельности руководителей коллектива и его работни­ков, предотвращение нарушений норм журналистской этики. По­мочь в этом может формирование в редакции своего этического кодекса, соблюдение норм которого обязательно для всех сотруд­ников.

Не меньшее значение для редакции и ее издания имеет соблюде­ние всеми работниками правовых норм. Поскольку редакция — это государственное или негосударственное предприятие, вся его дея­тельность — подготовка и выпуск периодического издания, его вы­ход на рынок и распространение — регулируется законами Россий­ской Федерации. Прежде всего общими законами — Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и другими, которыми руководству­ются все предприниматели, а также специальными законами, свя­занными с журналистской деятельностью и функционированием СМИ, — «О средствах массовой информации», «О рекламе» и др. Их нарушение влечет за собой административные и экономичес­кие санкции. Невнимание журналистов и редакции к правовым нормам их деятельности приводит к ослаблению экономической базы издания, бюджетному дефициту и возникновению угрозы банкротства.


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

Вопросы для самопроверки

1. Как этическая сторона редакционной и журналистской деятельнос­ти влияет на экономическую базу издания?

2. Каковы причины нарушений журналистами нравственных норм ре­дакционной деятельности?

3. Как можно предотвратить нарушения норм журналистской этики и связанные с ними финансовые потери редакции?

4. Что составляет правовую базу редакционной и журналистской дея­тельности?

5. Почему редакциям невыгодно нарушать законы?


Заключение

Жизнь мудрее любых советов, любых рекомендаций. Она опе­режает любую теорию, вносит в нее коррективы, подсказывает новые, совершенно неожиданные варианты решения сложнейших проблем, находит пути выхода из, казалось бы, безвыходных си­туаций.

Но та же жизнь, та же редакционная практика показывает, что в решении задач, которые непрерывно встают перед руководите­лями коллективов, журналистами, редакционными менеджерами и учредителями, владельцами новых газет, телерадиопрограмм, информационных вестников и других СМИ, они всегда исходят из накопленного опыта. В значительной мере из своего опыта, кото­рый со временем растет и углубляется. В еще большей степени — из опыта и знаний, накопленных множеством редакций, медиаком-паний и их руководителей за долгие годы и в наше время.

Теория — кладезь и сгусток этого бесценного опыта, результат его осмысления, анализа и в конечном счете — извлечения из него того, что имеет общее значение. Поэтому она способна фор­мулировать выводы, которые составляют сердцевину теоретичес­ких основ редакционной деятельности. В частности, экономичес­кой деятельности СМИ на нашем информационном рынке. Это позволяет теории смотреть в будущее на важнейших направлениях развития этого рынка.

Единение редакционной практики с ее теорией — залог дости­жения намеченных целей.


Приложения

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: