Менеджмент и этика

Экономическая база редакции или компании зависит от мно­гих известных нам факторов. Среди них немалую роль играет и этика журналистской и редакционной деятельности. Не случайно несколько статей Закона о средствах массовой информации РФ связаны с злоупотреблением свободой массовой информации и правами журналиста. Статья 51 этого закона прямо запрещает жур­налисту нарушать нравственные нормы: использовать свое право на распространение информации с целью опорочить гражданина


Глава 23. Менеджмент, этика и закон

или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, язы­ка, отношения к религии, профессии, места жительства и рабо­ты, а также в связи с их политическими убеждениями.

Эти нарушения могут объясняться разными причинами, в том числе и экономическими. Журналист может попытаться заработать крупную денежную сумму, напечатав в газете или передав в эфир свой материал, содержащий скрытую рекламу, и не сообщив об этом редакции. А сама редакция, стремясь потеснить конкурентов, опубликует сенсационную информацию о частной жизни полити­ческого деятеля без его согласия, не подумав о последствиях. И в том, и в другом случае нарушаются этические нормы, которые не рассматривают с экономических позиций.

Между тем экономическая сторона редакционной деятельнос­ти во многом связана с ее этической стороной. Это сказывается на многих направлениях редакционного менеджмента. Прежде всего на формировании имиджа периодического издания. Одной из его составляющих всегда является этический имидж. О газете или про­грамме судят не только по их тематике, особенностям содержа­ния, формы и стиля, но и по соответствию их отношения к событи­ям и людям нравственным нормам, принятым в обществе. Этичес­кий имидж издания соответствует нравственному уровню его аудитории: бульварная газета издается для читателей, которые ищут в ней прежде всего криминальные и безнравственные сенсации. Если этого не будет, она потеряет свою популярность. И наоборот, люди высокого нравственного уровня ищут периодическое издание с со­ответствующим этическим имиджем и быстро формируют его ауди­торию. Этический имидж издания не должен опускаться ниже оп­ределенной границы — общечеловеческих нравственных норм. В противном случае такое издание лишится большей части своей аудитории, что приведет к серьезным финансовым потерям.

Нарушение этических норм сказывается не только на имидже издания, но и впрямую на редакционном бюджете, где появляются новые расходные статьи. Некоторые редакции и компании вынужде­ны непрерывно выступать ответчиками на судебных процессах по искам граждан, посчитавших себя оскорбленными в публикациях журналистов. Убытки редакций от необходимости выполнения су­дебных приговоров в пользу истцов составляют все более значи­тельные суммы. И если прибавить к этим убыткам потери от скры­той рекламы, публикации искаженной и ложной информации, то


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

становится ясно: нарушать этические нормы в журналистике не­выгодно — как редакции, так и каждому ее сотруднику.

Автору клеветнической публикации, после которой редакция будет вынуждена не только напечатать опровержение, но и выпла­тить потерпевшему компенсацию за моральный ущерб, вероятно, придется искать другое место работы. Попытки соизмерять разме­ры ущерба, нанесенного репутации и имиджу издания, и дохо­дов, временно возросших после публикации ложной сенсации, несостоятельны: в конечном счете редакция потеряет много боль­ше, чем приобретет.

Одно из самых серьезных следствий изменения условий рабо­ты журналиста в редакции — возрастание его ответственности. Ра­зумеется, и прежде он отвечал перед читателями и руководителя­ми своей редакции за то, что делал. И если журналист нарушал установленные общественные нормы, партийные предписания и указания редактора, если допускал грубые ошибки, ему приходи­лось отвечать за это. Но с вхождением СМИ в рыночную экономи­ку характер этой ответственности изменился. Как и прежде, это ответственность перед читателями и телезрителями. Ведь от их мне­ния о выступлениях журналиста, от их откликов теперь в еще боль­шей степени зависит его известность, формирование его личного имиджа, его место и роль в редакции и, в конечном счете, его заработок. Намного возросла ответственность журналиста перед работодателем, с которым он связан трудовым договором, — ре­дактором или учредителем издания. В редакциях и телерадиоком­паниях, входящих в информационные холдинги и концерны, эта ответственность приобретает характер прямой зависимости от их владельцев.

Все это усложняет задачи редакционного менеджера, опреде­ляет особенности его психологии, влияет на его отношения с ру­ководителями редакционного коллектива и сотрудниками изда­ния. Ему ведь приходится наблюдать за их отношениями с этикой и законом, предотвращая попытки их нарушения. И каждый раз — разбираться в причинах этих нарушений.

Самая серьезная из этих причин — безответственность некото­рых журналистов, ложное понимание ими своей общественной роли, своих прав и обязанностей. Безответственность в журналис­тике, как правило, сопряжена с безнравственностью. Чаще всего они являются следствием недостаточно высокого культурного уров­ня журналиста. Если сотрудник газеты, радио или телевидения понимает свободу и демократию как вседозволенность — возможность


Глава 23. Менеджмент, этика и закон

писать или говорить что ему угодно, о чем и ком угодно, и как угодно, это не может не нанести нравственного ущерба его изданию и пользователям его информацией, а в конечном счете — экономического ущерба коллективу, в котором он работает.

Но с другой стороны, забвение журналистом всех целей и сти­мулов журналистской деятельности, кроме финансового, ведет лишь к проявлению цинизма и равнодушия к людям. Стремление журналиста, во что бы то ни стало найти сенсацию при его неудаче оборачивается необходимостью придумать ее, ложью.

Однако в деловой прессе, например, подобные методы работы невозможны — предприниматель, бизнесмен не будет читать газе­ту или смотреть телепередачу, содержащую искаженную инфор­мацию, да и в массовом общественно-политическом издании без­нравственность журналиста скоро принесет горькие плоды. Опыт многих журналистов и редакций убеждает: безнравственность не­выгодна. Прежде всего для издания и его редакции, в конечном счете для ее сотрудника. Невыгодна во всех планах — в творчес­ком, человеческом и даже в экономическом.

Воспитание у сотрудников редакции или компании экономи­ческого мышления, облегчающего понимание этой простой исти­ны, — длительный процесс. На одном из начальных его этапов полезным представляется разработка в редакции своего професси­онального нравственного кодекса — свода этических правил, обя­зательных для всех сотрудников периодического издания. Каждый новый работник редакции знакомится с этим кодексом и дает обя­зательство соблюдать его. Многолетний опыт редакций многих из­вестных западных изданий показал пользу разработки и использо­вания подобных документов. Основой для их создания в редакциях и компаниях российских СМИ послужат законы, регламентирую­щие функционирование средств массовой информации в Россий­ской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: