1400 y = 7,163x + 338,96
1200 R2 = 0,968
50 100 150
Импорт РФ из ЕС, млрд. долл., Юнктад
Рисунок 11. Зависимость экспорта транспортных услуг (ж/д и автомобильных) от импорта Российской Федерации из Европейского союза
Где примечание
Как показывают рисунки 10,11, экспорт РБ транспортных услуг прямо зависит от товарооборота России и ЕС, а экспорт автотранспортных и железнодорожных грузоперевозок от импорта России из ЕС (российский экспорт в ЕС идет в основном по трубам). Более точно с каждого миллиарда стоимости российского импорта из ЕС белорусские грузоперевозчики получают примерно 7,163 млн. долл. Это небольшая цифра. Однако следует учитывать, что:
а) часть европейского импорта в РФ идет через Украину, страны Балтии, Финляндию, порты в районе Санкт-Петербурга. По оценкам экспертов белорусская доля в транзитных грузопотоках РФ – ЕС в кризисный и посткризисный период увеличилась с 60 % до 70 % за счет уменьшения доли балтийских государств;
б) значительная часть грузопотока обслуживается российскими и европейскими перевозчиками.
|
|
Если до 2009 года экспорт грузовых транспортных (авто и ж/д) услуг РБ составлял 0,72 % от российского импорта из ЕС – см. рисунок 10, то, начиная с 2010 года, он начал зависеть еще от существенно выросшего транзита Калининград – Россия и грузопотоков в Казахстан и другие страны Средней Азии, а также потоков в направлении Украина – страны Балтии. Согласно долгосрочным прогнозам следует ожидать значительного роста грузопотоков из Китая через Казахстан, Россию, Беларусь в ЕС. Его может снизить только стремительное развитие российских портов Усть-Луга, Приморск, Высоцк и транспортной инфра- структуры, ведущей к этим портам.
Рост грузопотоков ЕС – Азия. Основной экономический интерес РБ при создании ТС – развитие транзитных возможностей, т. е. увеличение экспорта транспортных услуг на базе создания в РБ сети логистических центров. Перенос контроля с белорусско-российской и российско-казахстанской на внешнюю границу ТС сократит время прохождения контрольных операций и уменьшит логистические расходы (оцениваются в 50 млрд. долл.) на пути товаров через территорию стран ТС из ЕС в страны Азии и наоборот. Партнерство России, Казахстана и Беларуси может изменить конфигурацию перевозок между ЕС и Азией. Следует учитывать, что в связи с принятыми планами по развитию западного Китая китайские логисты уже проявляют активность по развитию сухопутных транспортные связей между Азией и Европой.
Таблица 12 Товарооборот ЕС с государствами ТС и Китаем (млрд. долл.)
Страна | |||||||
РБ РФ | 3,9 67,9 | 10,9 183,1 | 14,1 | 16,8 285,4 | 385,3 | 15,8 239,2 | |
РК Сумма (ТС с 2010 г.) | 14,2 86,0 | 15,9 209,9 | 23,7 279,8 | 27,5 329,7 | 29,1 437,4 | 28,8 283,8 | |
Китай | 94,3 | 277,2 | 343,5 | 505,3 | 440,6 |