Где примечание

Источник: Белстат.

Данные свидетельствуют, что объем грузоперевозок (вместе с внутренними) по железной дороге растет вдвое медленнее, чем перевозки автомобильным транспортом. Поэтому удельная доля в грузоперевозках автотранспорта растет и достигла 17 % (с учетом всех видов транспорта, включая трубопроводный 48 %).

Структура транзитных грузопотоков. Из РФ в ЕС, кроме нефти и газа, которые следуют по трубопроводам, самыми экспортируемыми являются товары групп 3 и 6: топливо, смазочные материалы и промышленные товары, классифицированные по сырью. Эта экспортная продукция из РФ поставляется в страны ЕС, либо непосредственно через Беларусь в основном железнодорожным транспортом, либо в морские порты балтийских стран через Беларусь, как, например, транзитный грузопоток каменного угля с Западно - Сибирской дороги или сырой нефти со станции Жеча Московской железной дороги. Обслуживание такой продукции групп 2, 3 и 6, как необработанный никель и алюминий, незавершенная продукция из железа и несплавной стали, нерудная продукция, уголь, кокс и брикеты, грубая необработанная древесина требует открытых специально оборудованных площадок под навесами или закрытых складских помещений класса «С» с обязательным размещением около железнодорожных узлов и наличием подъезда по железной дороге. Из стран ЕС в Китай экспортируется, в основном промышленная продукция товарной группы 7: электрические устройства, оборудование и аппаратура, дорожные транспортные средства, электрические генераторы и оборудование, профессиональное научное оборудование. Такая же продукция экспортируется и в европейскую часть СНГ, поэтому, обладая определенными складскими площадями, владельцы ТЛЦ и логоператоры могут группировать эти два направления в своей деятельности, получая прибыль за счет эффекта масштаба. 120 Обслуживание грузов из Китая в ЕС в белорусских ТЛЦ маловероятно. Возможно только строительство в белорусских СЭЗ сборочных китайских производств, как это делает китайская компания «Midea» с «Горизонтом». Широкий ассортимент экспортной китайской продукции в Беларусь товарных групп 6, 7, 8 может способствовать специализации ТЛЦ в этом направлении – это обслуживание следующих товаров: телекоммуникационные и звукозаписывающие устройства, офисные машины и машины автоматической обработки данных, электрические устройства, оборудование и аппаратура, одежда, обувь, игрушки, сувениры.

Угрозы реализации транзитного потенциала Беларуси. Выполнение трудных целей и задач реализации транзитного потенциала (Транзит-2015) и экспорта транспортно-логистических услуг (Логистика-2015) будет осложнено двумя факторами:

1) возможным снижением доходов от транзита нефти и газа, связанных с завершением в 2011 году 1-й ветки (мощность 27,5 млрд. м3) газопровода «Северный поток» и в 2012 году нефтепровода БТС-2;

2) активными действиями России по улучшению железнодорожной инфраструктуры на подходе к портам Приморск, Усть-Луга, Высоцк.

Постепенное существенное увеличение транзитных грузопотоков через РБ, вызванное созданием ТС, не обязательно приведет к резкому увеличению объема оказываемых в стране логистических услуг. Это связано с тем, что рынок международных перевозок постепенно консолидируется, все большую его часть захватывают крупные международные и российские логоператоры. В Беларуси процесс передачи производственными и торговыми компаниями логистических услуг на аутсорсинг 3PL и 4PL- провайдерам только начинается. В совокупности эти два процесса могут привести к тому, что транзитные грузопотоки автомобильного транспорта будут, в основном, контролировать крупные иностранные логоператоры с комплексным пакетом услуг клиентам «от двери к двери» и «точно в срок», которые в случае необходимости будут привлекать для перевозок небольшие белорусские транспортно-экспедиционные компании. Крупные логоператоры будут иметь статус уполномоченного экономического оператора и не будут нуждаться в услугах сопровождения и таможенных услугах.

Вывод – спрос на таможенные услуги будет сокращаться, его будут предъявлять случайные разовые импортеры и экспортеры. На сайте Комиссии ТС в реестры по Беларуси включено 213 таможенных представителей, 52 таможенных перевозчика, 132 ВХС и 114 ТС.

Транзит Юг – Север. Транзитные грузоперевозки по коридору Юг-Север пока не велики, но неминуемо будут возрастать, по крайней мере, между Украиной и странами Балтии. Страны же Юго-Восточной 121 Европы не являются основными экспортными партнерами стран Скандинавии и Балтии. Анализ экспорта Скандинавских и Балтийских стран показал, что торговля между рассматриваемыми странами и странами Юго-Восточной Европы происходит, но не так интенсивно и объемно, как в направлении Запад-Восток. Растут грузопотоки в направлении Беларусь – Грузия через Украину и паромной переправой в Поти. Для инвесторов и логоператоров важным является тот факт, что объемы экспортируемых товаров в направлении Юг – Север представлены по всем группам продукции классификации МСТК в объемах, достаточных для организации работы ТЛЦ в Беларуси по их обслуживанию.

Следует учитывать, что благодаря выходу к морю, вся экспортная продукция Скандинавских и Балтийских стран может поставляться в страны Юго-Восточной Европы, минуя Беларусь. Это вынуждает участников логистического рынка Беларуси, предлагающих свои услуги для транспортной сети доставки товаров Юг – Север, создавать менее затратные и более привлекательные схемы транзита и обработки товаров.

Регулирование таможенного транзита в ТС. С 1 января 2010 года Беларусь вошла в единое таможенное пространство с Россией и Казахстаном. Официально ТК ТС, основанный на Киотской конвенции (РБ присоединилась к ней в начале 2010 года), начал действовать с 1 июля 2010 года для Казахстана и России, и с 6 июля 2010 года для Беларуси. На территории трех стран, входящих в ТС, таможенное оформление на внутренней территории отменено, но таможенный контроль пока сохранен. В торговле с третьими странами осуществляется выпуск товаров – действия таможенных органов, разрешающие использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. Появилась новая для РБ таможенная процедура переработки товаров для внутреннего потребления, в соответствии с которой иностранные товары могут использоваться в качестве сырья, полуфабрикатов и комплектующих без уплаты ввозных таможенных пошлин, но с уплатой налогов, взимаемых таможенными органами, и применением запретов и ограничений. Эта процедура применяется, если суммы ввозных таможенных пошлин на произведенную продукцию, меньше тех, которыми облагается иностранное сырье.

Таможенное оформление товаров, ввозимых из третьих стран, осуществляется на основе таможенных процедур, которые предполагают представление документов установленной формы.

Таможенные платежи, включающие ввозные и вывозные таможенные пошлины, НДС, акцизы и таможенные сборы, согласно ТК ТС, уплачиваются в том государстве-участнике, где осуществляется выпуск товаров (за двумя исключениями), и в национальной валюте того государства, таможенному органу которого подана таможенная декларация, тогда как ранее плательщик мог самостоятельно выбирать валюту таможенных платежей. Плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларант или иные лица, на которых в таможенным законодательством возложена обязанность по их уплате.

При перевозке товаров транзитом, изменении сроков уплаты таможенных пошлин и налогов, помещении товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории и в некоторых иных случаях, плательщик обязан предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин. Обеспечение может предоставляться: денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством, залогом имущества. Возврат (зачет) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при условии, если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло. Сроки уплаты таможенных пошлин могут изменяться путем предоставления отсрочки или рассрочки (соглашение от 21 мая 2010 года).

ТК ТС меняет статус лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела: добросовестный участник внешнеэкономической деятельности согласно ТК РБ заменен статусом уполномоченного экономического оператора, а таможенный агент – статусом таможенного представителя. Допуск к осуществлению деятельности в области таможенного дела осуществляется теперь не через лицензирование, а путем включения субъектов в соответствующие реестры, которые ведет на своем сайте Комиссия ТС.

Существенными отличиями от действующих в РБ требований к таким лицам является обязательное предоставление ими обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в размере:

1 млн. евро – для получения статуса уполномоченного представителя (таможенного агента) (белорусское таможенное законодательство подобных требований не содержит);

200 тыс. евро – для получения статуса таможенного перевозчика (Таможенный кодекс РБ предусматривает поручительство на сумму не менее 15 тыс. базовых величин);

Данные положения вступают в силу с 1 июля 2011 года для таможенных представителей и с 1 января 2012 года для уполномоченных экономических операторов.

Основные угрозы и риски для роста таможенных услуг (таможенное оформление, хранение, сопровождение) заключаются в решениях Комиссии ТС, доминирующее положение в которой занимает РФ, и других российских госорганов, лоббирующих интересы российских ТЛЦ.

Компания «Кайрос транс» предлагает своим клиентам целый комплекс профессиональных услуг, объединенных под общим названием – экспедирование грузов. Сюда, в частности, относятся подготовка и непосредственно перевозка грузов, а также их сопровождение и документальное оформление. Грамотно организованное экспедирование грузов включает в себя непрерывный мониторинг, благодаря чему появляется возможность гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, подразумевая, в том числе форс-мажорные, обеспечивая тем самым сохранность груза и оперативные сроки доставки.

Экспедирование грузов является необходимой услугой тогда, когда речь идет о дорогостоящих или опасных грузах, перевозку которых требуется тщательно контролировать. Поскольку «Кайрос транс» стремится обеспечить максимально надежную и сохранную перевозку, экспедирование грузов представляет собой одну из приоритетных сторон деятельности компании. Важно и то, что в любой момент клиент имеет возможность получить полную информацию о местонахождении и состоянии своего груза.

В этих условиях логистическая инфраструктура является существенным стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности государства и предпринимателей. Ее роль основного носителя товаров и информации во внешнеторговой деятельности и мировом экономическом пространстве определяет необходимость развития международной логистики.

Благодаря IT глобализация происходит стремительно, и товарообмен между разными странами растет быстрыми темпами. Рост товарного обмена подталкивает транспортно-логистических операторов постоянно улучшать и расширять свой портфель транспортных услуг.

Развитие транспортных коридоров позволяет компании «Кайрос транс» динамично выбирать доступные объекты, которые составляют транспортную сеть по определенным критериям, и использовать их рационально с целью максимального снижения транспортных издержек. При этом комплексными задачами являются: поиск более эффективных вариантов передвижения грузов по ММ сообщениям с учетом накладываемых бизнес-ограничений, таких как график работы объектов, временные ограничения доставки, доступность объектов, пропускная способность объектов, характеристики ТС (транспортное средство) и ПС (подвижной состав). Кроме того, существуют ограничения на транспортных плечах, которые тоже нужно учитывать при выборе оптимального плана транспортировки.

Например, работа «Кайрос транс», специализирующегося на логистических услугах международного уровня, строится на таких факторах, как:

· выбор вида ТС, с соответствующей грузоподъемностью и их зоной доступности;

· формирование доступных маршрутов;

· выбор тарифов;

· определение площадок для кросс-докинга;

· выбор критерия консолидации и деконсолидации;

· определение ворот для погрузочных/разгрузочных операций;

· определение расположения грузов в контейнере по заданным правилам;

· выбор схемы штабелирования;

· сортировка грузов по их совместимости и несовместимости.

Компания вот уже более 3 лет успешно осуществляет доставку всех видов техники и транспорта (самоходного, прицепного и специального) во всех направлениях, по всей территории Европы.

Существует несколько условий доставки, которые существенно влияют на способ доставки транспорта (порожним, с попутной загрузкой грузов или в разобранном виде), на время и естественно на стоимость оказываемой услуги. Каждый заказ клиента рассчитывается в индивидуальном порядке.

Комплексное обслуживание, полное документальное сопровождение транспортировки, решение всех вопросов, возникающих в пути.

Сфера услуг все больше начинает занимать устойчивые позиции в мировой экономике. В Республике Беларусь приоритетное значение в развитии услуг отдается транспорту. Выгодное геополитическое положение республики способствует развитию грузовых перевозок. Вместе с тем, доля белорусских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг уменьшается год от года. Выгодное местоположение Республики Беларусь, развитие внешнеторговых отношений с ЕС, а также потеря доли рынка побуждает к совершенствованию транспортной инфраструктуры и транспортных услуг, диктует новые условия развития транспортного комплекса. Важнейшими тенденциями развития комплекса транспортных услуг являются: усиление роли логистики и экспедиторской деятельности в транспортном процессе; комплексный подход в организации перевозок, развитие ТЛЦ; использование различных видов транспорта в доставке одной партии товара; контейнеризация грузов; увеличение объемов контрейлерных перевозок. Несомненно, главную роль играет развитие транспортной логистики в республике. Прежде всего, логистика подразумевает слаженную и согласованную работу всех участников движения товара. А цель ее – экономия затрат. Нет экономии – нет и принципов логистики. В данном плане в Беларуси вопросов более чем достаточно – это и недостаточное информационное обеспечение и сервисное обслуживание, сложность таможенных процедур, проблемы создания и обустройства транспортных коридоров, размещение складов, в общем и целом – отсутствие хорошо налаженного механизма регулирования транспортного потока. Для Республики Беларусь, находящейся на перекрестке торговых путей между Европой и Россией, странами Балтии и Причерноморья, все более актуальной становится проблема не отстать от общих тенденций, не ослабить свои позиции на рынке международных перевозок грузов. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Наиболее крупным из решений стала принятая программа развития логистической системы Беларуси до 2015 года. Этой программой определенно создание 18 транспортно-логистических центров. Для формирования транспортно-логистических центров особое внимание уделяется трем основным аспектам: поиску потенциальных инвесторов и привлечению инвестиций в строительство и эксплуатацию логистических центров в ходе проведения международных выставок, конгрессов, форумов, семинаров транспортно-логистической тематики и встреч с инвесторами. Из всего этого можно сделать вывод, что принимаемые меры по развитию и совершенствованию транспорта позволят обеспечить комплекс транспортных услуг более высокого качества, увеличение транзитных грузопотоков через территорию Беларуси, а также интеграцию Беларуси в европейскую транспортную систему. Предстоит еще большая работа по созданию надлежащих условий дорожного сервиса, поиску источников финансирования и механизмов реализации разработанных программ и мероприятий.

Амортизационная политика предприятия является инструментом управления капитальной стоимостью. Экономическая логика движения стоимости основного капитала состоит в следующем:

- начисленная сумма амортизации переносится в себестоимость продукции;

- из выручки от реализации продукции формируется амортизационный фонд;

- амортизационный фонд является источником финансирования простого воспроизводства основного капитала. Основными предпосылками обеспечения соответствия теории и практики формирования амортизационного фонда являются согласованная плановая и учетная амортизационная политика.

Исследование существующей практики движения капитальной стоимости по данным финансовой отчетности предприятия позволяет определить соответствующие показатели, свидетельствующие о реализации амортизационной политики: - годовая сумма амортизационных отчислений – 22 млрд. руб.; - движение амортизационного фонда: 30,5 млрд. руб. – начислено, 30,3 – использовано, не использовано – 0,02; - остатки амортизационного фонда на забалансовом счете на начало 0,09 млрд. руб. и на конец – 0,1; - выручка от реализации основных средств составила 0,6 млрд. руб.; - начислен фонд накопления 129 млрд. руб., использовано 17, недоиспользовано 102; - заемные средства на финансирование 63 млрд. руб.; - накопленный износ 57%; - коэффициент обновления основных средств при простом воспроизводстве – 3 и расширенном – 10%; - начисленная сумма амортизационного фонда: 74 млрд. руб., как годовое уменьшение стоимости основных средств. Из представленных данных видно, что значительный износ основных средств сохраняется при недоиспользовании фонда накопления (102) и амортизационного фонда (0,1) для обновления технической базы производства. Фактическая структура источников финансирования инвестиций за год следующая: амортизационный фонд – 31, фонд накопления – 14, заемные средства 54%. При недоиспользовании фонда накопления взяли кредит на 62 млрд. руб. Заплатили значительные средства за пользование кредитом. Осмысление сложившейся ситуации позволяет сделать вывод: плановый и учетный аспект амортизационной политики не согласованы. Это отрицательно влияет на простое и расширенное воспроизводство основного капитала и повышение конкурентоспособности предприятия.

Комплексное исследование рынка (или маркетинговый анализ) – сбор информации о деятельности предприятия, изучение ее по нескольким основным направлениям и использование полученных результатов для выбора направлений развития бизнеса в целом и его отдельных составляющих.

Результаты маркетингового анализа могут использоваться компанией в следующих основных целях:

– в разработке маркетинговой стратегии предприятия, принятии решения о ее изменении или корректировке;

– при составлении краткосрочных планов маркетинговой и производственной деятельности, оценке их выполнения;

– при принятии решения относительно товаров, товарных групп, цен, отдельных клиентов и пр. (в рамках существующей маркетинговой стратегии);

– в оценке руководителем текущего состояния дел предприятия.

Проблемы маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информацией, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью. Очевидно, что проблемы управления маркетингом являются критическими, потому что без их корректного определения будет сложно выявить проблемы маркетинговых исследований. А это может привести к дальнейшим нежелательным последствиям в ходе их проведения.

После определения проблем маркетинговых исследований устанавливаются цели и методы проведения маркетинговых исследований, направленных на их достижение. Достижение целей маркетинговых исследований позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Эти цели характеризуют тот информационный вакуум, который должен быть ликвидирован для предоставления менеджерам возможности решать маркетинговые проблемы.

При постановке целей маркетинговых исследований задается вопрос: «Какая информация необходима для решения данной проблемы?» Ответ на этот вопрос определяет содержание целей исследования. Таким образом, ключевым аспектом определения целей исследования является выявление специфических типов информации, полезной менеджерам при решении проблем управления маркетингом. Исходя из этого цели маркетинговых исследований могут носить следующий характер:

разведочный, т. е. направленный на сбор предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблем и разработки гипотез;

описательный (дескриптивный), заключающийся в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации;

казуальный, то есть направленный на обоснование гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей.

С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют комплексное исследование. Так, очень сложно отделить друг от друга такие направления (объекты) исследования, как рынок, потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребители формируют свое поведение в определенной рыночной среде.

Полноценный анализ рынка предполагает последовательное поэтапное прохождение всех перечисленных элементов исследования. При этом результаты, полученные на одном этапе, могут потребовать корректировки данных на других этапах. Только системность и комплексность исследования рынка позволяют получить надежные и достоверные результаты.

Для конкретного предприятия в соответствии со спецификой его деятельности соотношение, степень значимости каждого из элементов маркетинга будут различны. Мало того, соотношение основных элементов маркетинга по степени их значимости для успеха предприятия в конкурентной борьбе, для достижения высоких финансовых результатов постоянно изменяется во времени во всех отраслях в зависимости от изменения структуры производственных затрат и хозяйственной среды, в которой оперируют предприятия.

Маркетинговые исследования рынка можно разделить на постоянные и эпизодические. Каждое из них проводится по определенной схеме и включает этапы:

− формулировку цели исследования, постановку проблемы;

− сбор данных;

− систематизацию и анализ информации;

− интерпретацию результатов, формирование выводов и рекомендаций;

− подготовку и представление отчета, содержащего результаты исследования;

− оценку принятых на основе исследований мер.

Маркетинговый анализ невозможно провести, не имея исходной информации. Кроме обладания такими качествами, как достоверность и оперативность, маркетинговая информация должна соответствовать следующим требованиям:

– ограниченности. Сбор информации – захватывающий процесс. Иногда он превращается в самоцель: «Больше информации, хорошей и разной». Рамки информационного потока должны быть четко очерчены;

– долговременности. Основная ценность маркетинговой информации заключается в возможности увидеть динамику изменений. Чем больше будет временной период, охваченный информацией, тем качественней и достоверней будут выводы.

Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.

Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых, как правило, над частью общей совокупности исследуемых объектов – выборкой. Методы сбора первичных данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.

Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения; обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в не стандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.

Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не является результатом проведения специальных маркетинговых исследований.

Поскольку кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом проведения маркетинговых исследований, то сбор вторичных данных обычно предшествует сбору первичных данных. Внутренними источниками служат отчеты организации, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на собраниях акционеров; сообщения торгового персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства и НИОКР, протоколы заседаний руководства, деловая корреспонденция и др.

Внешними источниками вторичных данных являются данные международных организаций, постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; официальная статистика, периодическая печать, результаты научных исследований, каталоги и проспекты, финансовые отчеты различных фирм, информация отраслей, бирж, банков, органов власти и т. п. Многие международные и российские центры и организации регулярно публикуют экономические данные, которые могут оказаться полезными при анализе и прогнозировании.

К источникам внешней вторичной информации также относятся выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.

Можно выделить главные достоинства использования вторичных данных:

– быстроту получения по сравнению со сбором первичных данных;

– дешевизну по сравнению с первичными данными;

– легкость использования.

К недостаткам вторичных данных относится возможная нестыковка единиц измерения, использование различных определений и систем классификаций, разная степень новизны, сложность оценить их достоверность. Эти недостатки обусловлены прежде всего тем, что первичная информация специально не получается исходя из целей определенного маркетингового исследования, а исходя из каких-то других целей.

При всей ценности официальных источников информации нужно иметь в виду, что содержащиеся в них данные практически доступны всем и поэтому никому не дают преимущества. Это так называемые жесткие данные.

В большинстве случаев обеспечивает организации стратегическое преимущество возможность получить информацию, которой нет у конкурентов, или опередить их в получении этой информации. Такая информация называется мягкой и ее получают, как правило, из неофициальных источников. К ним можно отнести информацию, получаемую от работников отдела сбыта предприятия, специалистов по техобслуживанию и др., а также из внешних источников (посредники, поставщики, потребители и др.).

В зависимости от характера целей маркетинговых исследований выделяют три соответствующих направления, типа маркетинговых исследований: разведочные, описательные и казуальные. Каждое такое направление включает в свой состав определенные методы сбора и анализа маркетинговой информации.

Разведочное исследование – маркетинговое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез), в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности, а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований. Для проведения разведочного исследования может быть достаточно только прочитать опубликованные вторичные данные или провести выборочный опрос ряда специалистов по данной проблеме. С другой стороны, если разведочное исследование направлено на испытание гипотез или измерение взаимосвязей между переменными, то оно должно быть основано на использовании специальных методов. Среди методов проведения разведочных исследований можно выделить следующее: анализ вторичных данных, изучение прежнего опыта, анализ конкретных ситуаций, работа фокус-групп, проекционный метод.

Описательное исследование – маркетинговое исследование, направленное на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, например, демографической ситуации, отношения потребителей к продукции компании. При проведении данного вида исследований обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: Кто, Что, Где, Когда и Как. Как правило, такая информация содержится во вторичных данных или собирается путем проведения наблюдений и опросов, постановки экспериментов. Например, исследуется, «кто» является потребителем продукции фирмы? «Что» рассматривается как продукты, поставляемые фирмой на рынок? «Где» рассматривается как места, где потребители приобретают эти продукты? «Когда» характеризует время, когда потребители наиболее активно покупают эти продукты? «Как» характеризует способ использования приобретенного продукта? Заметим, что данные исследования не дают ответа на вопросы, начинающиеся со слова «почему». Ответы на подобные вопросы получают при проведении казуальных исследований.

Казуальное исследование – маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. В основе данного исследования лежит стремление понять какое-нибудь явление на основе использования логики типа: «Если X, то, следовательно, Y». Маркетолог всегда стремится определить, скажем, причины изменения отношений потребителей, изменения показателя рыночной доли и т. п.

Комплексное исследование рынка проводится для определения стратегии развития предприятия. Однако для этого, кроме знаний о рынке, товаре, потребителях и конкурентах, необходимо выявление сильных и слабых сторон предприятия. Такой анализ называется анализом SWOT по первым буквам английских слов: strengths – сильные стороны (потенциал), weakness – слабые стороны (недостатки), opportunities – возможности и threats – угрозы, опасности. Такой анализ включает в себя анализ внешней и внутренней среды организации с выделением возможностей и угроз.

К возможностям внешней среды относят:

– ускорение роста рынка;

– выход на новые рынки или сегменты рынка;

– увеличение ассортимента производимой продукции;

– расширение производства;

– благоприятную политику правительства;

– налоговые льготы;

– доступность внешних инвестиций;

– спокойное поведение конкурентов.

К угрозам внешней среды относят:

– замедление роста рынка;

– изменение потребностей вкусов покупателей;

– рост продаж замещающего продукта;

– появление новых конкурентов;

– сокращение платежеспособного спроса населения;

– рост цен у поставщиков;

– неблагоприятную политику правительства.

К сильным сторонам внутренней среды организации относят:

– хорошее знание рынка;

– лидирующие позиции на рынке;

– наличие инновационных разработок;

– преимущества в области издержек;

– адекватные финансовые ресурсы;

– доступ к дешевым ресурсам;

– высокий уровень техники и технологии;

– высокую квалификацию, компетентность кадров;

– хорошую репутацию фирмы;

– конкурентные преимущества.

К слабым сторонам внутренней среды организации относят:

– неразвитость маркетингового обеспечения;

– слабое знание рынка;

– отставание в области исследований и разработок;

– устаревшая техника и технология;

– недостаточные финансовые ресурсы;

– отсутствие квалифицированных кадров по ряду направлений деятельности.

После составления списка возможных сильных и слабых сторон проводят их сравнение и определяют, что требует первостепенного внимания, и на что следует опираться, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы.

В процессе маркетингового анализа среды составляется перечень сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей с указанием вероятности наступления данных событий и уровня последствий для фирмы в результате этих событий. Затем строится так называемая матрица SWOT (табл. 2.1),в которую включаются результаты анализа внешней и внутренней среды.

Таблица 7. Матрица SWOT

  СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ВОЗМОЖНОСТИ "O" — OPPORTUNITIES УГРОЗЫ "T" — THREATS  
  1.Растущий рынок; 2. Возможности быстрого роста; 3. Наличие новых привлекательных географических рынков; 4.Появление новых технологий. 1.Высокая конкуренция; 2.Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства; 3. Дефицит специалистов; 4. Угроза поглощения более крупной компанией.  
В Н У Т Р Е Н Н Я Я С Р Е Д А ПРЕИМУЩЕСТВА «S» — STRENGTH НЕДОСТАТКИ «W» — WEAKNESS  
  1. Лидерство на рынке; 2. Команда высококвалифицированных специалистов; 3.Опыт; 4.Сотрудничество с крупными компаниями; 5. Положительная репутация у клиентов. 1. Недостаток финансовых средств (оборотных и для осуществления стратегических инициатив) 2. Непостоянство денежного потока из-за большого периода оборота дебиторской задолженности. 3. Высокие издержки 4. Слабая маркетинговая политика  
         

Примечание: Источник – собственная разработка автора

Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру), так называемое товародвижение. Издержки обращения в системе товародвижения могут включать следующие расходы на услуги:

· на перевозку товара (транспортные расходы), исчисляемые как оплачиваемые транспортные тарифы;

· на транспортировку товара с предприятия в пункт перевозки (к транспортным средствам или на склад);

· на перевозку товара с транспортных средств на склад покупателя;

· на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в пути следования;

· на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, пересортировку; на поставку и содержание товара на складах до продажи;

· на упаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара в пути;

· на оплату грузовых сборов, оплату налогов, административных расходов и т.д.

В тех случаях, когда экспортер считает нецелесообразным заниматься процессом товародвижения, он поручает его транспортно-экспедиторской фирме за соответствующее вознаграждение за все услуги.

Необходимо сократить 2.3 до 8-9 стр, убрать старые данные оставьте только те которые касаются последних 3 лет. Приведите в порядок рисунки и проставьте номера страниц по всей главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: