double arrow
II. Дополнительная информация. Уровень физического развития школьников и подростков

Уровень физического развития школьников и подростков.

Антропометрические данные (масса тела, рост, окружность грудной клетки) оценивают с помощью таблиц стандартов центильного типа. Методика оценки не отличается от тако-вой при работе с детьми более молодого возраста (см. тему " Ребенок первого года жизни. Оценка физического и нервно-психического развития детей различного возраста").

Оценка биологической зрелости.

Биологическая зрелость подростка от 10 до 17 лет оценивается не только по количеству постоянных зубов (Х (число постоянных зубов) = 4 n - 20, где n - число лет ребенка), но и по выраженности вторичных половых признаков.

Оценка вторичных признаков полового развития проводится всем детям с 10-летнего возраста, при этом учитываются следующие показатели:

Ax - оволосение в подмышечных впадинах;

P - развитие волос на лобке;

Ma - развитие грудных желез;

Me - возраст появления менструаций (оценивается с 11 лет);

L - рост щитовидного хряща;

V - изменение тембра голоса;

F - оволосение лица.

Степень полового созревания принято обозначать формулой, в которой

фиксируются стадии развития всех указанных компонентов.

Очередность появления вторичных половых признаков у девочек (формула полового созревания): Ma P Ax Me.

Очередность появления вторичных половых признаков у мальчиков: P Ax L V F.

Критерии биологического развития по вторичным половым признакам:

- соответствует календарному возрасту – выраженность вторичных половых признаков




соответствует возрастному нормативу;

- развитие ускоренное – опережение по выраженности вторичных половых признаков

составляет 1 год и более;

- развитие замедленное – отставание по выраженности вторичных половых признаков

составляет 1 год и более.

Оценка нервно-психического развития школьников и подростков

Оценка нервно-психического развития выявляет состояние эмоционально- вегетативной и психомоторной сфер, поведения и интеллек­туального развития детей. Необходимо выяснять следующее:

1. Эмоционально-вегетативная сфера. Настроение: преобла­дает хорошее, ровное, устойчивое или отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздра-жительность, тревожность, постоянное снижение настроения.

2. Соматовегетативные проявления. Сон без отклонений, зат­рудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сно- говорение, снохождение, трудность пробуж-дения.Аппетит: хороший, пониженный, повышенный, избиратель­ный, извращенный, тошнота, рвота, связан-ные с едой. Наруше­ния навыков опрятности: энурез (ночной, дневной), энкопрез.



3. Вегетативные проявления. Наличие головных бо­лей: возникают при физических нагрузках или при переутом­лении; бывают часто или редко, утром или вечером; боль диф­фузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, чувство тяжести в голове, неопределенные ощущения. Утомляемость: бывает часто или редко, связана с психи-ческими нагрузками или физическими. Плохая переносимость: жары, транспорта, гром-ких звуков, яркого света, некоторых запахов. Наличие головокружений, обмороков.

4. Психомоторная сфера и поведение. Поведение: ровное, спо­койное, уравновешенное или отмечается повышенная возбуди­мость, агрессивность, двигательная расторможен-ность, затор­моженность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жесто-кость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм.

Наличие навязчивых движений (тиков) и действий: морга­ние, нахмуривание лба, гримас-ничание, подергивание плеча­ми, шмыгание носом, приглаживание волос, навязчивый счет. Наличие патологических привычек: кусание ногтей, выдерги­вание волос, онанизм.

5. Речь нормальная или наличие расстройств (заикание, кос­ноязычие, дизартрия и др.).

6. Интеллектуальное развитие. Отмечается: успешность ус­воения школьных программ, наличие трудностей обучения вследствие плохой сообразительности, памяти, недоста-точно­го внимания. Память, внимание, мышление — проверяются по специальным вопро-сам-тестам, обязательным для всех детей.

В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консуль-та­ция специалистов: детского психоневролога, логопеда, пси­холога.

*****

Режим питания школьника

Рекомендуется 4 - 5 приемов пищи в сутки, через 4 часа; более частые приемы пищи приводят к снижению аппетита, более редкие - к большим объемам пищи и растяжению желудка.

• Завтрак дома 7.30 - 8.00

• Горячий завтрак в школе 11.00 - 11.30

• Обед (дома или в школе) 14.30 - 15.00

• Полдник 16.30 - 17.00

• Ужин 19.00 - 19.30






Сейчас читают про: