double arrow

ПРИЛОЖЕНИЯ. Физиологические рефлексы новорожденного

Приложение 1.

Физиологические рефлексы новорожденного

Рефлексы новорожденных обусловлены незрелостью нервной системы и постепен­но

исчезают по мере развития мозга.

Рефлексы со стороны глаз:

- рефлекс мигания — освещение глаз светом ведет к появлению мигательных дви­жений;

- рефлекс ослепления — на включение яркого света новорожденный закрывает глаза;

- рефлекс «заходящего солнца» — глазные яблоки сходятся к носу и опускаются вниз при быстром переходе из горизонтального в вертикальное положение тела.

Эти рефлексы исчезают в норме к 3-4-й неделе жизни. Сохранение на более дли­тельное время может указывать на поражение промежуточного мозга.

Рефлексы со стороны лица:

- рефлекс сосания — при прикосновении к губам ребенка появляются сосательные движения;

- поисковый рефлекс (Куссмауля) — штриховое раздражение губ шпателем ведет к возникновению поисковых движений (у недоношенных может отсутствовать);

- хоботковый рефлекс — прикосновение пальцем к углу рта вызывает выпячивание губ трубочкой.

Эти рефлексы исчезают к 6-8-й неделям жизни. Отсутствие их у новорожденных может быть связано с родовой травмой, асфиксией, наблюдается при дефектах развития нервной системы.

Рефлексы рук:

- хватательный рефлекс (Робинзона) — в ответ на прикосновение пальцами к ла­донным поверхностям рук ребенка происходит тоническое сгибание пальцев, и ребенок рефлекторно плотно обхватывает палец исследователя, вызывается этот рефлекс до 2-3-х месяцев жизни, иногда позднее;




- ладонно-рото-головной рефлекс (Бабкина) — при надавливании на ладонную по­верхность рук новорожденный пригибает голову к груди и раскрывает рот, при черепно-мозговой травме рефлекс не проявляется;

- рефлекс объятия (Моро) — возникает при быстром подъеме новорожденного из положения на спине, плечи его расправляются, руки отходят в сторону, а затем делают обхватывающее движение и соединяются на груди. Этот рефлекс также отсутствует при черепно-мозговой травме.

Рефлексы туловища:

- рефлекс Галанта — при штриховом раздражении пальцем области вдоль позвоноч­ника туловище изгибается в направлении раздражителя;

- рефлекс Переза — проведение пальцем по остистым отросткам позвонков и легкое надавливание на них от копчика к шее вызывает крик новорожденного, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы. При поражении мозга рефлекс отсутс­твует.



Рефлексы ног

- рефлекс опоры — при поддерживании новорожденного под мышки в вертикаль­ном положении ноги его упруго опираются на пеленальный стол;

- рефлекс автоматической ходьбы — при наклоне тела вперед из вертикального по­ложения новорожденный переступает ногами, как при ходьбе, однако при этом он не де­ржит равновесия, и движения в верхних конечностях у него отсутствуют;

- нижний хватательный рефлекс — при надавливании на подошву в области первого межкостного промежутка стопы происходит подошвенное сгибание пальцев ног.

Рефлексы положения:

- рефлекс плавания — погружение новорожденного в воду в положении на животе вызывает ритмичные плавательные движения конечностей и туловища;

- рефлекс ползания (Бауэра) — в положении на животе новорожденный сгибает и разгибает ноги. При создании опоры для стоп (приложить ладонь) ребенок отталкивается и ползет.

Примитивные рефлексы новорожденных обычно отсутствуют при тяжелых пораже­ниях нервной системы (черепно-мозговых травмах). Заключение делает невропатолог.

Приложение 2.

Основные внешние стигмы дизэмбриогенеза

(Стигмы – это малые аномалии развития, не влияющие на функцию органов и систем)

Локализация Характер аномалии
Череп Форма черепа микроцефалическая, гидроцефалическая, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков
Лицо Прямая линия скошенного лба и носа; монголоидный и антимонголоидный разрез глаз; гипо- и гипертелоризм; седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос; асимметрия лица; макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок
Глаза Эпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца, дистихиаз (двойной рост ресниц), колобома, гетерохромия радужной оболочки, неправильная форма зрачков
Уши Большие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разновеликие уши, низко расположенные уши, разный уровень расположения ушей; аномалии развития завитка и противозавитка, добавочные козелки, приращение мочки ушей
Рот Микростомия, макростомия, «рыбий рот», высокое узкое нёбо, высокое уплощенное нёбо, аркообразное нёбо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык
Шея Короткая, длинная, кривошея, крыловидные складки, добавочные складки
Туловище Длинное, короткое; грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, асимметричная; большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи
Стопы Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, плоская стопа, нахождение пальцев друг на друга
Половые органы Крипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличенный клитор
Кожа Депигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы
         

Приложение 3.

Примерные темы лекций для матерей

Возраст ребенка Основные темы бесед при патронажных посещениях
1-3 дня Уход и вскармливание новорожденного ребенка
7-10 дней Значение грудного вскармливания Профилактика гипогалактии
14-15 дней Значение свежего воздуха Организация прогулок
22-23 дня Профилактика рахита
1 месяц Организация сна и бодрствования
1,5 месяца Профилактика гипотрофии, анемии, диатеза
2 месяца Значение закаливания ребенка
2,5 месяца Профилактика простудных заболеваний
3 месяца Значение профилактических прививок
3,5 месяца Профилактика ОКЗ у детей
4 месяца Физическое воспитание детей до 1 года
4,5 месяца Профилактика ОРЗ, гриппа, пневмонии
5 месяцев Роль витаминов в питании детей. Правила введения соков
5,5 месяцев Правила введения фруктового пюре
6 месяцев Правила введения 1 прикорма (овощное пюре)
7 месяцев Правила введения II прикорма (каши)
8 месяцев Правила введения III прикорма (кефир)
9 месяцев Методы развития двигательных умений у детей II полугодия
10 месяцев Игровая деятельность ребенка. Развитие движений
11 месяцев Профилактика травматизма в раннем возрасте
12 месяцев Подготовка ребенка к поступлению в ДДУ

Приложение 4.

Схема записи патронажа медсестры

Дата __________________________________ 1. Социальные условия, уход Режим ____________________________ Питание __________________________ Физическое воспитание _____________ Закаливание _______________________ Воспитательные воздействия _________   2. Общее состояние _________________ Кожа _____________________________ Слизистые ________________________ Физиологические отправления _______ __________________________________ НПР (описание показателей) _________ __________________________________ __________________________________ 3. Поведение Преобладающее эмоциональное состояние _____________________________________ Сон: засыпание, характер сна, длительность _____________________________________ Аппетит _____________________________ Бодрствование ________________________ Индивидуальные особенности _____________________________________ 4. Рекомендации по режимным процессам Режим _______________________________ Питание _____________________________ Физическое воспитание ________________ Закаливание __________________________ Задачи воспитания _____________________ Обучение ____________________________ Беседа _____________________________________   Подпись медсестры ___________________

Приложение 5.

Приложение 6.

Комплексы упражнений для детей первого года жизни

Комплекс № 1

для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев.

Комплекс № 2

для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев

Комплекс № 3

для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

Комплекс № 4

для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев

Комплекс № 5

для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев

Приложение 7.

Стандарты диспансерного наблюдения детей на 1 году жизни

(Приказ № 307)

  Сроки наблюдения (месяцы)
Невролог +   +     п           +
Детский хирург +               +     +
Травматолог-ортопед +                     +
Офтальмолог п                     +
Отоларинголог                       +
Стоматолог                 +     +
OAK     +                 +
ОАМ     +                 +
Аудиологический скрининг +                      
УЗИ тазобедренных суставов ++               +      

п - осмотр по показаниям

Приложение 8.






Сейчас читают про: