Правовой режим земель обороны и безопасности

К землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики,

транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения косми-

ческой деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

(ст. 87 ЗК).

При рассмотрении темы, необходимо учитывать, что основная функция, которую выпол-

няют земли специального назначения, выражается в их использовании в качестве простран-

ственного операционного базиса, поэтому для объектов промышленности, транспорта, связи и

прочих предоставляются в первую очередь несельскохозяйственные земли, самые низкие по

кадастровой оценке.

Важной особенностью правового режима земель специального назначения является установление

зон с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения, а также

для создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных, оборонных и

иных объектов, имеющих повышенную экологическую опасность. К ним относятся: санитарно-

защитные зоны вокруг земель промышленности, охранные и защитные зоны вдоль железных и автомо-

бильных дорог, магистральных трубопроводов, вокруг аэродромов, охранные зоны в виде полос вдоль

линий электропередачи и линий связи, зоны с особыми условиями землепользования вокруг оборонных

объектов и т.д.

Земельные участки для целей промышленности, транспорта и прочие предоставляются, как прави-

ло, соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям на праве постоянного (бессрочного)

пользования. В то же время, земельные участки указанной категории могут находиться как в собствен-

ности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципаль-

ной собственности, за исключением земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте согласно

ст. 27 ЗК (см. также ст. 4 и 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»).

Взимание платежей за земли специального назначение урегулировано в соответствии с Законом о

плате за землю, которым установлено, что налог за расположенные вне населенных пунктов земли спе-

циального назначения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога, преду-

смотренных для поселений с численностью населения до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами

(кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со

средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяй-

ственного или лесохозяйственного использования.

Особенностью правового режима земель данной категории является отсутствие единства и ком-

пактности предоставляемых земельных территорий, как во времени, так и в пространстве. При разме-

щении промышленных, оборонных, транспортных предприятий (объектов) земельные территории изы-

маются у других землепользователей и соответственно предоставляются для специальных целей по-

этапно по мере освоения строительства и, как правило, не единым массивом даже в тех случаях, когда

речь идет об одном предприятии как юридическом лице. Поскольку, земли этих предприятий или рас-

положенные на них объекты вписываются в иные категории земель (сельскохозяйственного назначения, земли водного или лесного фонда), то режим их использования и охраны в значительной мере обуслов-

лен правовым режимом земель соответствующей категории и нередко соподчинен ему.

В связи с потенциальной экологической опасностью и возможным отрицательным воздействием

хозяйственной и иной деятельности этих предприятий на окружающую природную среду их проектиро-

ванию предшествует экологическая экспертиза, положительное заключение которой является базовым

юридическим основанием для возникновения права пользования землями промышленности и иного

специального назначения.

Помимо общих особенностей правового режима использования земель специального назначения,

его специфика определяется нормами специального законодательства в зависимости от вида земель

рассматриваемой категории.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта вместе с земельным законодательст-

вом регулируется также ФЗ от 25.08.1995

«О федеральном железнодорожном транспорте» и положениями Министерства путей сообщения РФ.

Порядок и нормативы предоставления земельных участков для размещения портов, причалов мор-

ского и внутреннего водного транспорта регулируются специальным водным законодательством и Ко-

дексом внутреннего водного транспорта РФ от 7.03.2001.

Детальное регламентирование деятельности организаций воздушного транспорта и использования

ими земельных участков содержится в Воздушном кодексе РФ от 19.03.1997.

Правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атом-

ной энергии, установлены ФЗ от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 28.03.2002).

Правовой режим наземных объектов космической инфраструктуры установлен Законом РФ от

20.08.1993 «О космической деятельности»

(в ред. от 29.11.1996).

Понятие земель связи определено ФЗ 200З г. «О связи» и ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой

связи».

Режим использования земель пограничной зоны определяется наряду с Земельным кодек-

сом РФ Законом РФ от 1.04.1993 «О государственной границе РФ».

Правовой режим использования и охраны земель закрытых территорий административ-

но-территориальных образований (ЗАТО) определяется помимо ЗК Законом РФ от 14.07.1992

«О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 28.11.1996).

При изучении вопросов правового режима земель, предоставленных для добычи полез-

ных ископаемых, которые также относятся к землям данной категории, необходимо проана-

лизировать Закон РФ от 21.02.1992

«О недрах» (в ред. от 29.05.2000).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: