Истоки российского самодержавия

Отличительной чертой российского централизованного государства является особая организация власти (её идеологизация, тенденция к самодержавию). Родионова И.В. Становление самодержавия. Правление Ивана IV Грозного: метод. рекомендации / И.В. Родионова. - М.: Моск. гос. ин-т электроники и математики, 2005. - С. 4-9. Хотя институт самодержавия на Руси сложился через несколько столетий после принятия христианства в восточном варианте, особенности русской культуры, православной церкви и национальных традиций изначально создавали потенциальные возможности для его укоренения в социокультурном пространстве Руси.

Черты, характерные для русского самодержавия, существовавшего как политический институт с XV века, потенциально присутствовали уже задолго до его становления как социально-политического феномена. Они проявлялись в виде некоего общественного идеала централизованной власти и продолжали существовать и развиваться даже после окончательного падения самодержавия в 1917 году.

Процесс превращения княжеской власти в самодержавную нельзя понять без анализа проблемы перехода от вассалитета к отношениям подданства. Возникает вопрос: "Когда и под влиянием каких причин возобладало подданство?" Там же. Изменения стали происходить в XIII в. под влиянием монголо-татарского ига. Уже первый акт ордынской власти - назначение Ярослава Всеволодовича великим князем (1243 г.) - означал перелом в политических отношениях Руси: впервые права великого князя были дарованы ханом. Положение русских князей под властью Орды были близко к вассальному (о чём свидетельствует сохранение власти, территории, значительная свобода действий внутри страны), но формы, в которых проявлялась зависимость, были значительно более суровы и уже напоминали подданство. Важна и политика ордынских ханов, которые переносили на Русь отношения жёсткого подчинения, характерные для Монгольской империи.

Другой существенной причиной была гибель в ходе ордынского нашествия основной массы дружинников. Например, среди основных родов московского боярства нет ни одной фамилии (за исключением Рюриковичей, Гедиминовичей и выходцев из Новгорода), предки которых были бы известны до Батыева нашествия. Внезапная (причём почти полная) смена состава дружинников привела под власть князей Северо-Восточной Руси сразу большое количество новых людей, вышедших из непривилегированных слоев населения, привыкших к повиновению и готовых быть слугами, а не боевыми товарищами князей.

Дальнейший ход политического объединения русских земель и централизация государства окончательно утвердили власть великого князя как государя и привели к постепенному превращению всех его подданных в холопов. Уже в конце XV в. Иосиф Волоцкий ставил знак равенства между отношением государя всея Руси к боярину и отношением боярина к своим холопам. Конечно, централизация помимо внешнего фактора, была обусловлена целым комплексом причин социально-экономического развития страны (ростом крупной феодальной собственности, развитием экономических связей между землями и т.д.). Однако ход централизации опережал созревание её предпосылок: наметившиеся тенденции развития не были достаточны для объединения разрозненных княжеств под властью единого государя. И лишь необходимость противостояния Орде ускорила, форсировала этот процесс. Следовательно, определяющими для объединения были не экономические, а политические предпосылки.

Эпоху становления Московского централизованного государства завершает царствование Ивана IV Грозного. Чтобы адекватно оценить результаты его полувекового правления необходимо вспомнить наиболее значимые моменты предшествующего периода. В XV ст. в течение относительно короткого отрезка времени произошли важные для России события, оказавшие огромное влияние на всю её дальнейшую историю. Итак, Большаков В. ПСвоеобразие русской культуры в ее историческом развитии / Под ред.В.П. Большакова. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - С. 84-86.

в 1439 г. во Флоренции было подписано соглашение об объединении католической и православной церквей на условии признания православной церковью католической догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов и греческого языка. Акт об унии подписал русский митрополит Исидор. Однако русское духовенство и великий князь Василий II Тёмный отказались принять Флорентийскую унию, Исидор был низложен. (Следует отметить, что фактического объединения так и не состоялось - в 1443 г. Иерусалимский собор Православной Церкви предал её проклятию);

в 1448 г., в ответ на Флорентийскую унию, собор епископов в Москве провозгласил Русскую церковь автокефальной, т.е. самоуправляющейся, административно независимой от константинопольского патриарха;

в 1453 г. Византийская империя была завоевана турками и прекратила свое существование;

в 1480 г. Русское государство окончательно избавилось от татаро-монгольского ига;

в 1492 г. не состоялся ожидаемый всеми христианами "конец миру". Дело в том, что, по некоторым христианским летоисчислениям, в 1492 г. заканчивалось седьмое тысячелетие от сотворения мира. В соответствии со многими пророчествами, начало восьмого тысячелетия должно было ознаменоваться Вторым пришествием Христа и концом света, и даже пасхальные службы в Русской Церкви были расписаны только до 1492 г. Но пророчествам не суждено было сбыться и, следовательно, перед свободной Русью открывались пути к необычайному взлету. Москва становилась духовной преемницей двух русских столиц - Киева и Владимира. Через прославление Богоматери она наследовала и глубокие религиозно-мистические связи, т.к. под хранительством Богородицы находился Константинополь. А позднее Богоматерь стала почитаться как главная защитница Руси.

С конца XV ст. в России начинается напряженная духовная работа, направленная на осмысление нового места Русского государства и русского народа в мировой истории. Итогом раздумий русских книжников и мудрецов стали послания т. н. "Филофеева цикла", автором которых называли старца Елеазарова Псковского монастыря Филофея (ок.1465-1542). В этих посланиях обосновывалось учение о России, как "Третьем Риме". "Третий Рим" - это последнее воплощение мистического странствующего христианского царства. В религиозно-политическом смысле на Московскую Русь возлагалась величайшая историческая ответственность - она становилась единственным защитником православия от военно-политического и религиозного натиска с Запада и Востока. Старец Филофей не связывал идею "Третьего Рима" только с Москвой, как это произошло позднее. "Третий Рим" - это всё Русское царство и Русская Церковь, наследница единой апостольской Церкви первых восьми веков её существования. "Идеал-образ" России, как "Третьего Рима" был довольно популярным в XVI-XVII ст., он обосновывал величие России как самостоятельного в политическом и религиозном отношении государства.

Московский государь начинает восприниматься на Руси в качестве монарха, способного повести русский народ ко всемирному величию и тем самым спасти остальной, духовно "изрушившийся" мир. Поэтому уже Ивана III уговаривали вместо титула великого князя принять титул царя. С конца XV в. титул "царь" начинает появляться в некоторых русских внешнеполитических документах, в частности в делах со Швецией - с 1482 г. Иван III выстраивал престиж Московского государства в соответствии с двумя политическими традициями - "монгольской" и "римской". Его брак с Софией Палеолог, "дочерью законного наследника Византийской империи" - как официально называли Софию в Риме, - имел широкий международный резонанс. В глазах Римской курии Иван III становился единственным законным наследником византийских императоров. На другом полюсе международной жизни ставленники Москвы на ханском троне Казанского и Астраханского ханств официально признали Ивана III "братом" и даже "царем". Отношение "братства" с ханами Чингизидами в дальнейшем было важно для "легитимности" притязаний московского государя на царский титул.

Вопрос о царском титуле поднимался и в княжение сына Ивана - Василия III. Так на золотой печати, прикрепленной к мирному договору с Данией (1516) Василий Иванович именуется как "царь и государь". Тот же титул можно встретить в послании Василия III римскому папе (1526). Но Иван III и Василий III не решились официально принять царский титул. Однако это не означало смены общественных настроений. В первой четверти XVI в. появляется "Сказание о князьях Владимирских", в основе которого лежат две легенды. Первая о происхождении Рюриковичей и, следовательно, московских великих князей от римского императора Августа. Вторая доказывает, что царские регалии, - царский венец, бармы, золотая цепь, крест от древа распятия и сердоликовая шкатулка, принадлежавшая Августу, - достались московским великим князьям через Владимира Мономаха от его деда византийского императора Константина IX.

"Сказание о князьях Владимирских" не только обосновывает династические права московских великих князей на царский титул. Главное заключается в том, что московские государи объявляются наследниками мистического "Первого Рима", ибо их родословие возводится до римского императора Августа. А права на наследие "Второго Рима" утверждаются фактом передачи Владимиру Мономаху царского венца и других регалий византийским императором Константином. Следовательно, именно московские государи получают все права на то, чтобы их государство - Московская Русь - являлось единственной хранительницей истинной веры. Тем самым, перехватывалась инициатива у западноевропейских монархов и государств, тоже издавна претендующих на "римское" религиозно-мистическое наследие. Кроме того, удревление генеалогии московских государей на максимально возможный срок, позволяло рассматривать историю самой России как часть общемировой истории, в которой Россия занимает самое достойное место. Основа "Сказания о князьях Владимирских" абсолютно легендарна. Но не стоит забывать, что с помощью этой легенды творили реальную историю. "Сказание о князьях Владимирских" сразу стало настоящим катализатором общественно-политической жизни России. Оно использовалось в дипломатических и династических спорах, служило вступительной статьей к "Государеву родословцу" и вступительной статьей к чину венчания Ивана IV на царство в 1547 г. Таким образом, в начале XVI в. русское общество жило в ожидании восшествия на московский престол государя, который наконец-то возложит на себя Высшую обязанность в полной мере, и будет соответствовать Божественным предначертаниям. Им стал наследник Василия III Иван IV, за годы правления которого Россия окончательно встала на собственный путь развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: