Иван Павлович Сусов

«История языкознания»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ

ЗАПАДНОХРИСТИАНСКОМ МИРЕ

3.1. Проблемы философии языка в патристике (2--8 вв.)

3.2. Становление письменности на родных языках в западноевропейском культурном ареале

3.3. Разработка лингвистических проблем в раннесредневековой Западной Европе

3.4. Разработка лингвистических проблем в Западной Европе позднего Средневековья

4. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ

ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОМ МИРЕ

4.1. Византийское языкознание (4--15 вв.)

4.2. Создание собственных систем письма в восточнохристианском

культурном ареале

4.3. Формирование и развитие знаний о языке у южных и западных славян

4.4. Формирование и развитие знаний о языке в средневековой Руси

4.5. Формирование лингвистической мысли в Армении

4.6. Развитие лингвистической мысли в Грузии

5. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 16--18 вв.

6. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в.

6.1. Наследование старых традиций и беспрерывные поиски новых путей: в языкознании 19--20 вв.

6.2. Лингвистический компаративизм и образующие его области исследований

6.3. Подготовка лингвистического компаративизма

6.4. Западноевропейский лингвистический компаративизм конца 10-х -- начала 50-х гг.

6.5. Сравнительно-историческое языкознание в России первой половины 19 в.

6.6. Вильгельм фон Гумбольдт

7. ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в.

7.1. А. Шлайхер и натурализм в историческом языкознании

7.2. Х. Штайнталь и психологизм в историческом языкознании

7.3 А.А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа

7.4. Младограмматический период развития

сравнительно-исторического языкознания

8. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 20 в.

8.1. И.А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская лингвистическая школа

8.2. Ф.Ф. Фортунатов и фортунатовское течение в языкознании

8.3. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра

9. ОСНОВНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ, СФОРМИРОВАВШИЕСЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 в.

9.1. Петербургская лингвистическая школа

9.2. Женевская лингвистическая школа

9.3. Школа А. Мейе и социологический подход к изучению языка

9.4. Лингвистический структурализм: претензии и результаты

9.5. Пражская школа лингвистического структурализма

9.6. Датский структурализм (глоссематика)

9.7. Американский структурализм и его направления

9.10. Лондонская школа структурализма

9.11 Сравнительно-историческое языкознание в 20 в.

10. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В ЯЗЫКОЗНАНИИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТЙ 20 в.

10.1. Генеративное (порождающее) языкознание

10.2. Современные исследования в области функциональной лингвистики

10.2.1. Лингвистическая семантика

10.2.2. Коммуникативно-деятельностные теории языка

10.2.3. Психолингвистика и нейролингвистика

10.2.4. Язык и этнос

10.2.5. Язык и социум

3.1. Проблемы философии языка в

патристике (2--8 вв.)

Античная лингвофилософская мысль в раннесредневековый

период получила сво? продолжение в христианских философско-богословских

исканиях "отцов церкви" -- представителей ранней, средней и поздней патристики

(2--8 вв.: Ориген, Климент Александрийский, Василий Великий / Кесарийский,

Григорий Богослов / Назианский, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит,

Августин Блаженный, Леонтий, Боэций, Иоанн Дамаскин, представлявшие как

восточную, так и западную ветви христианства). Они рассматривали язык как

важнейший атрибут человека, уделяя большое внимание коммуникативной и познавательной

функциям языка, связи языка с мышлением, сущности языкового знака, происхождению

языка и множественности языков.

При этом для них обязательной была опора

на незыблемый авторитет Писания, в свете которого происходило освоение

заново (а вместе с тем и переосмысление) достижений античной культуры и

философской мысли (прежде всего идей Платона и частично Аристотеля). Учение

о языке представителей патристики выступало как составная часть богословия,

как компонент целостного средневекового видения мира.

Христианская доктрина трактовала владение

языком ("словесноразумность" или "разумнословесность") как важнейшее отличие

человека от животных. Человек определялся как словесное живое существо,

как явление вещественное + чувствующее + говорящее. Его сущность виделась

в единстве "тела" и "души", а сущность

языка -- в единстве "телесных" звуков и значений. "Ангельские языки" признавались

иллюзорными, так как они не обладают признаком телесности.

Языковым означающим приписывались измерения

во времени и пространстве, означаемым отказывалось во временной и пространственной

протяж?нности. И человек, и язык трактуются представителями патристики

как целостности, не выводимые из механической суммы их составляющих.

Функции языка определяются через его предназначенность

открывать другому человеку свои мысли, учить других и запечатлевать нечто

в своей памяти. Язык понимается как средство объективизации, дискретного

представления и познания мира. В структуре речевого акта считается обязательным

наличие говорящего, слушающего и воздушной среды, в которой может

распространяться звук.

Отцы церкви отрицали возможность вербального

творения мира Богом. Они колебались, однако, в решении вопроса о локализации

способности к творческому мышлению и языку в головном мозге. Для них характерно

утверждение неразрывной связи души, ума и слова. Они признают способность

мыслить и без произнесения слов вслух, характеризуя внутреннее слово как

этап, предшествующий слову произносимому.

Выделяются следующие этапы порождения речи:

образ предмета -- выбор значения -- работа словесных органов -- следующее

затем сотрясение воздуха, делающее явной нашу мысль. Многие авторы дают

подробное описание органов речи. Часто подч?ркивается существенность не

самого звучания, а знаковой ("знаменательной") функции звука речи. Что

касается коммуникации у животных, то наличие коммуникативного аспекта призна?тся,

но отрицается наличие у животных разумности. В отличие от античных философов,

отрицается наличие общих корней происхождения языка человека и "языков"

животных.

Христианство, обращающееся с проповедью

ко всему миру, совершает поворот и к другим языкам, а не только к греческому

и латинскому. Для христианских богословов характерно утверждение того,

что все разнообразные языки выступают как равноценные разновидности единого,

всеобщего по своей сущности человеческого языка, хотя субъективное предпочтение

к греческому и латинскому продолжает сохраняться.

Для отцов церкви язык есть исключительно

человеческое достояние, он не обожествляется. Призна?тся то, что язык ниже

человека и ниже именуемых реальностей.

В патристике активно велись споры о том,

давал ли первые имена сотвор?нный Богом человек или их создавал сам Бог.

Отстаивалась вера в то, что Бог дал владение языком как потенциальную способность

и первочеловеку Адаму, и каждому человеку уже с момента его рождения, т.е.

заложил в человека способность создавать имена, как и способность к любой

творческой деятельности, оставив самому человеку право совершать отдельные

творческие акты (в том числе и по созданию им?н).

Но к античным спорам об истинности им?н

ранние христианские мыслители остались равнодушны. Они постулировали связь

слова не с природой называемой им вещи, а с тем, что в сущности этой вещи

познано и названо человеком. Ими признавалась нетождественность познания

знака и познания вещи. Вместе с тем утверждалось превосходство языковых

знаков в информативной силе над другими, наличие присущей только им метазнаковой

функции. Под означающим они понимали не звук, а сохраняемый памятью акустический

образ слова (ср. понимание знака у Ф. де Соссюра). Они подч?ркивали также

незнаковость звуковых элементов в означающем слова. Означаемое понималось

как хранимый нашей памятью образ именуемой реальности. Проводилось разграничение

знаков "по природе" (дым как знак огня) и знаков "по установлению".

Особого внимания заслуживает выдвинутая

Григорием Нисским гипотеза о происхождении языка в связи с ролью прямой

походки человека, не свойственной животным, с использованием руки в трудовой

деятельности и в письме, о приспособленности устройства рта к потребности

произношения (ср. аналогичную гипотезу Ф. Энгельса).

Многие идеи патристики (в том числе и касающиеся

языка) прослеживаются в дальнейшем развитии философии языка на христианском

Западе и Востоке. Особенно высока заслуга представителей патристики в закладывании

основ схоластической логики и грамматики, сыгравших существенную роль в

формировании средневекового лингвистического знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: