double arrow

Византийское языкознание (4—15 вв.)


Восточная Римская империя и византийская

культура в целом сыграли гигантскую, ещ? не оцен?нную в должной степени

роль в сохранении и передаче греко-римского философского и научного наследства

(в том числе в области философии и теории языка) представителям идеологии

и науки Нового времени. Именно византийской культуре Европа обязана достижениям

в творческом синтезе языческой античной традиции (по преимуществу в позднеэллинистической

форме) и христианского мировоззрения. И оста?тся лишь сожалеть, что в истории

языкознания до сих пор уделяется недостаточное внимание вкладу византийских

уч?ных в формирование средневековых лингвистических учений в Европе и на

Ближнем Востоке.

При характеристике культуры и науки (в частности языкознания) Византии нужно учитывать специфику государственной, политической, экономической, культурной, религиозной жизни в этой могущественной средиземноморской державе, просуществовавшей более тысячи лет в период беспрерывного перекраивания политической карты Европы, появления и исчезновения

множества "варварских" государств.




В специфике культурной жизни этого государства

отразилась целая череда знаменательных исторических процессов: раннее обособление

в составе Римской империи; перенесение в 330 г. столицы Римской империи

в Константинополь, ставший задолго до этого ведущим экономическим, культурным

и научным центром империи; окончательный распад Римской империи на Западную

Римскую и Восточную Римскую в 345 г.; падение в 476 г. Западной Римской

империи и утверждение на Западе Европы полного господства "варваров".

Византии удалось надолго сохранить централизованную

государственную власть реально над всеми присредиземноморскими территориями

в Европе, Северной Африке, Малой Азии и Передней Азии и даже добиться новых

территориальных завоеваний. Она более или менее успешно противостояла натиску

плем?н в период "великого переселения народов".

К 4 в. здесь уже утвердилось христианство,

официально признанное в 6 в. государственной религией. К этому времени

в борьбе с языческими пережитками и многочисленными ересями сложилось православие.

Оно стало в 6 в. господствующей в Византии формой христианства.

Духовную атмосферу в Византии определяло

длительное соперничество с латинским Западом, приведшее в 1204 г. к официальному

разрыву (схизме) греко-кафолической и римско-католической церквей и к полному

прекращению отношений между ними. Завоевав Константинополь, крестоносцы

создали на значительной части византийской территории устроенную по западному

образцу Латинскую империю (Romania),

но она просуществовала лишь до 1261 г., когда вновь была восстановлена



Византийская империя, так как народные массы не приняли попыток насильственной

латинизации государственного управления, культуры и религии.

В культурном отношении византийцы превосходили

европейцев. Во многом они долгое время сохраняли позднеантичный уклад жизни.

Для них был характерен активный интерес широкого круга людей к проблемам

философии, логики, литературы и языка. Византия оказывала мощное культурное

воздействие на народы прилегающих стран. И вместе с тем до 11 в. византийцы

оберегали свою культуру от иноземных влияний и заимствовали лишь впоследствии

достижения арабской медицины, математики и т.п.

В 1453 г. Византийская империя окончательно

пала под натиском турок-османов. Начался массовый исход греческих уч?ных,

писателей, художников, философов, религиозных деятелей, богословов в другие

страны, в том числе и в Московское государство. Многие из них продолжили

свою деятельность в роли профессоров западноевропейских университетов,

наставников гуманистов, переводчиков, духовных деятелей и т.п. На долю

Византии выпала ответственная историческая миссия по спасению ценностей

великой античной цивилизации в период крутых ломок, и эта миссия успешно

завершилась их передачей итальянским гуманистам в Предренессансный период.

Особенности византийской науки о языке

во многом объясняются сложной языковой ситуацией в империи. Здесь конурировали



друг с другом архаичный по своему характеру аттицистический литературный

язык, непринужд?нная народно-разговорная речь, продолжающая народный язык

общеэллинистической эпохи, и промежуточное литературно-разговорное койне.

В государственном управлении и в обиходе византийцы/"ромеи" первоначально

широко использовали латинский язык, который уступил статус официального

греческому лишь в 7 в. Если в эпоху Римской империи имел место симбиоз

греческого и латинского языков с перевесом в пользу второго, то в период

самостоятельного государственного развития перевес оказался на стороне

первого. Со временем сокращалось число лиц, хорошо владеющих латынью, и

возникла необходимость в заказах на переводы произведений западных авторов.

Этнический состав населения империи был

весьма п?стрым с самого начала и менялся в течение истории государства.

Многие из жителей империи были сызначально эллинизированы или романизованы.

Византийцам приходилось поддерживать постоянные контакты с носителями самых

разнообразных языков -- германских, славянских, иранских, армянского, сирийского,

а затем и арабского, тюркских и т.д. Многие из них были знакомы с письменным

древнееврейским как языком Библии, что не мешало им часто высказывать крайне

пуристическое, противоречащее церковным догмам отношение к заимствованиям

из него. В 11--12 вв. -- после вторжения и расселения на территории Византии

многочисленных славянских плем?н и до образования ими самостоятельных государств

-- Византия была по сути дела греко-славянским государством.

Византийские философы-богословы 2--8 вв.

(Ориген, Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов,

Прокл, Максим Исповедник, Симиликий, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Златоуст,

Леонтий, Иоанн Филомон, Иоанн Дамаскин, из числа которых многие были официально

признаны "святыми" и "отцами церкви") наряду с западными представителями

патристики принимали активное участие в выработке христианских догматов

с привлечением мировоззренческих идей Платона и отчасти Аристотеля, в разработке

в рамках христианской системы взглядов стройной философии языка, в подготовке

вычленения из философии схоластической логики (вместе

с логической грамматикой). Они оказали немалое влияние на представителей

современной им и последующей западной философии и науки. К философским

проблемам языка обращались и более поздние византийские богословы (Михаил

Пселл, Максим Плануд, Григорий Палама).

Показательно (в отличие от латинского Запада)

бережное отношение византийской церкви и монастырей к сохранению и переписыванию

античных (языческих по своему содержанию) памятников. С этим процессом

переписывания был связан переход в 9--10 вв. на минускульное письмо.

Византийская церковь взяла на себя миссию

распространения христианства в его православном варианте среди сопредельных

народов. При этом передавались не только богословские учения, но и элементы

эллинско-византийской культуры в целом, идеи философии языка, риторики,

поэтики, стилистики и грамматики. Византия допускала исполнение религиозного

культа на родных языках, стимулировала создание собственных письменностей

и перевод на свои языки текстов Священного писания (копты, готы, армяне,

грузины, болгары, восточные славяне).

Философские и научные (включая лингвистические)

знания передавались сирийцам и арабам, формировавшим свои научные традиции

в значительной мере на основе греко-римского наследства. Византийцами были

сделаны некоторые наблюдения о сходстве и родстве языков. В их произведениях

наблюдаются многочисленные вкрапления слов (особенно им?н собственных)

на языках аланском, восточнославянском, тюркских.

Хранительницей грамматических знаний, составлявших

основу образования, оказалась школа. Она предполагала на начальной ступени

приобщение к элементарным навыкам чтения и письма у "грамматиста", затем

тр?хлетнее обучение у "грамматика", вооруж?нного пособиями Дионисия Фракийца

и Феодосия Александрийского, и, наконец, переход к "ритору" или "софисту".

Многие труды, предназначенные для школы, имели преимущественно лингводидактическую

направленность.

В условиях перестройки звуковой системы

греческого языка (особенно итацизма) довольно последовательно осуществлялась

ориентация на ж?сткие орфографические и орфоэпические нормы, в разработке

которых принимали участие Феодосий Александрийский, Тимофей Газский, Иоанн

Харак, Георгий Хировоск, Феогност, Никита Ираклийский, Максим Плануд, Мануил

Мосхопул, Иоанн Филопон. В школе обучали также морфологическим, синтаксическим

и лексическим нормам; строго преследовали варваризмы (лексические ошибки)

и солецизмы (синтаксические ошибки). Известны пособия по грамматическому

разбору текста (с опорой на "Каноны" Феодосия Александрийского) Григория

Коринфского (Пардоса), известнейшего из византийских грамматиков Георгия

Хировоска. В синтаксическом анализе школа риентировалась на труды Аполлония

Дискола и Присциана. Новые синтаксические труды были очень немногочисленны

(Михаил Синкел, Никита Ираклийский / Серский, Григорий Коринфский, Феодор

Газа). В целях школьного преподавания и толкования текстов авторы пособий

обращались и к диалектам (Феодосий Александрийский, Иоанн Филопон, Георгий

Хировоск, Григорий Коринфский).

Предпочтение отдавалось в основном пособиям

в вопросно-ответной форме (Мосхопул, Мануил Хрисолор, Димитрий Халкокондил,

автор особенно известной в Европе печатной эротематической грамматики Константин

Ласкарис). На Западе получили известность греко-латинская грамматика Хрисолора,

грамматика Феодора Газы.

Бурное развитие испытала византийская лексикография,

основанная главным образом на позднеантичных словарях и сводах (Гезихий

Александрийский, Фотий, Фома Магистр, Мануил Мосхопул, Андрей Лопадиот,

Константин Арменопул). Было положено начало "алфабетизации" материала в

словарях. Появлялись этимологические, синонимические, терминологические

словари, словари варваризмов.

В Византии наметилось протипоставление

филологии и грамматики. Филология сосредоточивала сво? внимание на изучении

"культурного" аспекта языковых явлений. Она -- в отличие от грамматики как

"технической" дисциплины -- направляла свои усилия на сохранение в чистоте

древней книжности, на комментирование изданий античных авторов, а также

и на подготовку пособий для чиновников, которые должны были знать образцы

римской и эллинской древности, уметь составить грамотные документы. Наиболее

известными филологами 12 в. являлись Иоанн Цец, Евстафий Фессалоникийский,

Плануд с его учеником Мосхопулом, Фома Магистр и Димитрий Триклиний.

Стилистика занимала внимание византийских

уч?ных как промежуточная между литературоведением и грамматикой область.

Много внимания уделялось риторике, восходящей

к идеям античных авторов Гермогена, Менандра Лаодикийского, Афтония и развитой

далее византийцами Пселлом и особенно известным на Западе Георгием Трапезундским.

Риторика была положена в основу высшего образования. Е? содержание составляли

учения о тропах и фигурах речи. Риторика сохраняла свойственную ещ? античности

ориентацию на говорящего, тогда как филология ориентировалась на воспринимающего

художественную речь. Византийский опыт изучения культурной стороны речи

в разработке поэтики, стилистики и герменевтики сохранил сво? значение

в средние века и в наше время. Значительных успехов византийцы достигли

в практике и теории перевода. Они осуществляли переводы западных богословов

и философов, активизировав эту деятельность после завоевания Константинополя

крестоносцами. Появлялись "греческие Донаты" (греческие подстрочники к

латинскому тексту), которые первоначально помогали изучению латинского

языка, а потом служили итальянским гуманистам пособиями для изучения греческого

языка). Выдающимися переводчиками были византийцы Димитрий Кидонис, Геннадий

Схоларий, Плануд, венецианец Яков из Венеции, выходцы из Южной Италии Генрик

Аристипп и Леонтий Пилат из Катании.

Позже были созданы оригинальные сочинения

на латинском языке византийцами, переселившимися на Запад (кардинал Виссарион,

Мануил Хрисолор, Феодор Газа, Георгий Трапезундский, оба Ласкариса). Особенно

известен Мануил Хрисолор как учитель знаменитых своими переводами флорентийских

гуманистов. Переводы осуществлялись не только с латинского или на латинский,

но и с арабского, сирийского, персидского. Переводились и ветхозаветные

тексты с древнееврейского. Языкознание Византии сыграло огромную роль

в приспособлении традиции античного языкознания к новым историческим условиям,

в е? передаче культуре европейского Запада и Востока, особенно же в развитии

языковедческой мысли в Slavia Orthodoxa.







Сейчас читают про: