double arrow

Схема и принцип действия вспомогательного ГТД

Турбовальный двигатель, в котором мощность на выводном валу ис­пользуется для привода электрогенератора и дополнительного компрессо­ра, называют вспомогательным ГТД (ВГТД). В гражданской авиации они применяются для запуска маршевых двигателей воздушных судов (сжатый воздух, отбираемый от ВГТД, подается на воздушную турбину-стартер, ме­ханически связанный с ротором турбокомпрессора высокого давления), для кондиционирования воздуха в кабине экипажа и салонах (в основном в условиях предполетной подготовки воздушного судна), для привода


Рис.3.9. Принципиальная схема вертолетного ГТД с осецентробежным

компрессором и свободной турбиной:

1 – входное устройство (воздухозаборник); 2 – осевые ступени

компрессора; 3 – лопаточный диффузор центробежной ступени;

4 – рабочее колесо центробежной ступени; 5 – противоточная камера

сгорания; 6 – турбина компрессора (турбина высокого давления);

7 – свободная турбина (турбина винта); 8 – выходное сопло; 9 – редуктор;

10 – несущий винт; вх, в,х,1,2,3,4,к,г,у,т,с – обозначения контрольных сечений газовоздушного тракта двигателя

электрогенератора (обеспечение бортовой сети воздушного судна электроэнергией пере­менного тока) и других устройств.

Конструктивно ВГТД обычно представляет собой одновальный ГТД, со­держащий последовательно расположенные электрогенератор, редуктор, входное устройство, многоступенчатый компрессор с устройством отбора (перепуска) воздуха, камеру сгорания, многоступенчатую турбину и вы­ходное устройство (рис.3.10).

В связи с возрастанием отбираемого расхода воздуха для системы кондиционирования широкофюзеляжных самолетов (аэробусов) ВГТД выполняют также по двухвальной схеме. Здесь привод электрогенератора

осуществляется от турбокомпрессора, а привод дополнительного компрессора от свободной (силовой) турбины.

На воздушном судне ВГТД размещается в спе­циальном отсеке в хвостовой части фюзеляжа. Воздух в отсек поступает через специальную створку.

Основным показателем ВГТД является эквивалентная мощность , складывающаяся из мощности электрогенератора и мощности,

затраченной на производство отбираемого от ВГТД сжатого воздуха . Экономичность ВГТД оценивается по величине удельного эквивалентного расхода топлива Чем меньше этот показатель, тем экономичнее ВГТД.

Рис.3.10. Схема вспомогательного ГТД:

1 - створка отсека; 2 - контур отсека фюзеляжа; 3 - электро­генератор;

4 - редуктор; 5 - входной канал компрессора; 6 - компрессор; 7 - система

отбора воздуха с дроссельной заслонкой; 8 - камера сгорания;

9 - трубопровод перепуска воздуха (при отсутствии потребителя сжатого

воздуха); 10 - турбина; 11 - выходное устройство; 12 - эжектор

(проти­вопожарная перегородка); вх,в,к,г,т,с - обозначения контрольных

сечений проточной части двигателя; НП - направление полета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: