Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное влияние на производство, обмен и потребление.
Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимого рабочее время.
Цена выполняет роль регулятора производства. Т.к. она формируется на основе спроса и предложения предприниматель стремиться к снижению себестоимости, чтобы увеличить свою прибыль.
Цена при рыночной экономике определяется на основе спроса и предложения. При прочих равных условиях спрос на товары меняется в обратной зависимости от цены. Это происходит по 2 причинам:
1. При снижении цены товара, приобретение его относительно других товаров становится выгодней (эффект замещения).
2. При снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода).
На изменение спроса влияют неценовые факторы:
1. Изменение денежных доходов населения.
|
|
2. Изменение цен на товары заменители.
3. Изменение потребительских предпочтений.
Закон предложения говорит о том, что количество товара предлагаемых потребителю находится в прямой зависимости от изменения цен.
Неценовые факторы изменения предложения:
1. Изменения издержек производства.
2. Выход на рынок новых фирм
3. Уход фирмы из отрасли.
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливает рыночная цена.