Правовые формы денежно – кредитной политики государства

Под денежно – кредитной политикой понимается комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных на повышение эффективности государственного регулирования в денежной и кредитной сферах.

Другое определение: денежно – кредитная политика – система мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении.

ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в ГД РФ проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики включают ряд положений, с которыми можно ознакомиться в ст. 44 Закона о ЦБ.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки по операциям Банка России. В соответствии со ст. 37 Закона о ЦБ он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции и воздействует при помощи их на рыночные проценты в целях укрепления рубля. В силу того, что Банк России является кредитором последней инстанции, определенные им процентные ставки становятся основой для установления коммерческими банками процентов по кредитам, поэтому их изменение может повлиять на денежный рынок. На данный момент по другим своим операциям порядок установления процентных ставок Банком России не определен.

Политика минимальных обязательных резервов впервые была введена в США и широко проводится в настоящее время как административный метод денежно – кредитной политики. Минимальные обязательные резервы означают, что каждый коммерческий банк должен перечислять в ЦБ РФ определенную сумму денежных средств. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам к.о., а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров (ст. 38 ЗоЦБ). Изменение нормы обязательных резервов (уменьшение или увеличение, которое в соответствии с ЗоЦБ не может составлять более 5 пунктов) приводит к расширению или ограничению возможностей кредитных организаций в области кредитования производства, что определяет темпы роста денежной массы и, соответственно, инвестиций и экономики.

Операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля – продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и пр. государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки с целью регулирования денежной массы, укрепления рубля (ст. 39 ЗоЦБ). При необходимости уменьшения денежной массы в обращении Центральный банк осуществляет продажу государственных ценных бумаг в определенных лимитах, причем по курсу, выгодному для коммерческих банков. Впоследствии, когда денежная масса сократилась и ее надо увеличить, происходит обратная сделка. В этом случае, коммерческие банки, приобретая или продавая ценные бумаги, уменьшают или увеличивают денежную массу в обращении, что и дает возможность говорить об укреплении денежной единицы и развитии экономики.

Политика рефинансирования заключается в кредитовании ЦБ РФ коммерческих банков, в т.ч. учет и переучет векселей (учетная политика). Изменение учетной ставки приводит к увеличению или уменьшению денежной массы в обращении. В России пока вексельное обращение не развито, в связи с чем большее распространение получила политика рефинансирования через кредитование коммерческих банков со стороны ЦБ РФ. Увеличение ставки рефинансирования приводит к уменьшению объема денежной массы в экономике и наоборот. В силу наличия взаимосвязи между денежного рынка и рынка ценных бумаг изменение процентной ставки приводит к изменению курсовых соотношений и доходности на рынке ценных бумаг – сфере альтернативного вложения денежных средств. Так, 27 мая 1998 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ была повышена с 50 до 150 % с целью спасения рынка ГКО, а 5 июня 1998 г. вновь снижена до 60 %. Форма, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России (ст. 40 ЗоЦБ).

Валютные интервенции представляют собой куплю – продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, а также установление и публикацию официальной котировки иностранных валют по отношению к рублю. Являясь органом валютного контроля, ЦБ РФ осуществляет данную деятельность в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др. нормативными актами.

Установление ориентиров роста денежной массы означает, что ЦБ РФ официально устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики. Объектом такого ограничения выступает денежный агрегат М2 (суммарный объем денежной массы в стране, включая наличные и безналичные деньги в обращении).

Прямые количественные ограничения – это установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций (ст. 42 ЗоЦБ). Такие количественные ограничения касаются, как правило, потребительских, ипотечных, ломбардных (выданных под залог государственных ценных бумаг) кредитов. Данный инструмент регулирования широко применяется в ряде стран, в т.ч. США, ФРГ, Швеции и др. В РФ четко не определено, по каким именно операциям осуществляются эти ограничения, но установлено, что они могут вводиться только в исключительных случаях и по согласованию с Правительством РФ.

Эмиссия ЦБ РФ облигаций от своего имени осуществляется путем их размещения только среди к.о. Закон определяет предельный размер общей номинальной стоимости этих облигаций, который устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов к.о. и суммой обязательных резервов, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов (ст. 43-1 ЗоЦБ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: