1. Взрослые не склонны участвовать в обучающих мероприятиях, если их содержание не сулит немедленного практического применения.
2. Когда обучение фокусируется на решении проблем, решения должны исходить от или соответствовать опыту обучаемого, его ожиданиям и потенциальным ресурсам, а не «предписываться» экспертом.
3. Взрослые лучше обучаются, когда проводятся мероприятия, позволяющие им организовать и интегрировать новые знания в их мировоззрение.
4. Взрослые лучше обучаются, когда содержание непосредственно связано с их проблемами или предыдущим опытом, и процесс обучения строится на накопленном жизненном опыте.
5. Взрослые лучше обучаются в атмосфере доброжелательности, возможностей для межличностного взаимодействия с преподавателем и другими слушателями. Следует уходить от жесткой критики и тестирования новых форм поведения.
6. Прошлый опыт приобретает все большую важность по мере того, как взрослые становятся все более старшего возраста. Их потенциал для содействия или замедления процесса обучения увеличивается с возрастом.
7. Взрослые реагируют на знания или информацию так, как они их воспринимают, а не обязательно так, как это преподносится преподавателем.
Иногда взрослые не соглашаются с мнениями обучающих и вступают с ними в спор. Поэтому следует принять во внимание советы американского ученого Дейла Карнеги. Он утверждает, что в спорах нет побежденных и победителей – каждый по своему прав.
В процессе обучения взрослых следует помнить, что глубочайшим свойством человеческой природы, как сказал Уильям Джеймс – является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству. Сначала заставьте вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точки зрения. Следует создать обстановку доброжелательности, чем атмосферу критики. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
Успех во взаимодействиях с людьми зависит от благожелательного стремления уяснить себе точку зрения другого человека. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других. Взывайте к более благородным мотивам. Передавайте свои идеи эффектно.
Чтобы добиться сотрудничества идите на уступки. Пусть ваш собеседник (особенно, если ваш собеседник – начальник) считает, что данная мысль принадлежит ему.
Все наши беды и ошибки происходят от непродуманных действий. В спорах нет побежденных и победителей – каждый по своему прав. А. Линкольн знал, что резкая критика и упреки почти неизменно оказываются бесплодными. Вениамин Франклин восклицал: «Я никогда ни о ком не буду говорить плохо, но расскажу все хорошее, что знаю о каждом». Важно помнить, что следует учиться и учить других только на положительных примерах. Не спешите критиковать кого бы то ни было. Создавайте обстановку доброжелательности, чем атмосферу критики. Любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство. Критика является опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости. «Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми» - говорил Карлейль.
Стремление к собственной значительности – одно из важнейших условий в деятельности людей.
Больше всего люди нуждаются в поддержке собственного самоуважения.
Комплименты, сюсюканье, лесть не оказывают никакого действия на умных людей. Давайте попытаемся оценить положительные стороны других людей. Честно и искренне высказывайте свое одобрение.
Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу» и люди будут хранить в памяти ваши слова, дорожить ими и повторять их в течение всей жизни – повторять через много лет после того, как вы их уже забудете.
Секрет успеха специалиста ИКС заключается в умении понять точку зрения своего клиента и смотреть на вещи и с его и со своей точки зрения.
Итак, если вы хотите понравиться людям, соблюдайте следующие правила:
1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Забыть имя – значит обречь себя на неудачу.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе. Пусть он выговорится.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Для вашего клиента не безразличны: а) здоровье и сохранение жизни; б) пища; в) деньги и вещи; г)благополучие своих детей; д) сознание собственной значимости; е) сексуальное удовлетворение; ж) жизнь в загробном мире и религия. И самое важное желание быть великим.
6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
7. Всегда избегайте острых углов, хотя в жизни нет мелочей. Никогда не спорьте. Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него. В спорах не бывает победителей. Каждый по-своему прав. Следует поддержать мнение невежественного человека и победить с помощью его же аргументов Верный способ нажить врагов – это заявить человеку, что я умнее вас…
8. Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить как забытые. Никто на свете никогда не станет возражать, если вы скажите: «Я, возможно, ошибаюсь. Давайте проверим факты».
9. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
10. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
11. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. Если вы хотите привлечь человека на вашу сторону, убедите его сначала в том, что вы искренний друг. Надо действовать очень мягко и очень дружелюбно. Будь чистосердечен в своей оценке и щедр на похвалу.
Как воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды?
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж начните слегка критиковать своего собеседника.
4. Никто не любит, когда ему приказывают. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
5. Давайте людям спасти свой престиж.
6. Выражайте людям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут старательно оправдывать ее.
8. Прибегайте к поощрению.
9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.