Глава 4. Дошкольник разговаривает со взрослым

Итак, как мы уже говорили, овладев первыми сло­вами и научившись строить первые самостоятельные фразы, дети, как правило, начинают непрерывно разговаривать. Они говорят о том, что видят, что хотят, что делают.

— Смотри, что у меня есть!

— Вот какая башня получилась!

— А что у тебя в кармане?

— Дай мне вон ту куклу!

— Давай в кубики играть!

Все эти высказывания детей 2-4 лет отражают тот мир, в котором живет и действует маленький ребенок, адресуются взрослому и, естественно, вызывают ответ. Но взрослый не только отвечает на вопросы и предложениямалыша.

Взрослый открывает перед ребенком мир

Мир взрослого человека несравненно богаче, ши­ре и разнообразнее, чем мир маленького ребенка. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент времени, но и не­объятное множество других явлений, предметов, во­просов: его работа, знакомые люди, прочитанные кни­ги, его прошлый опыт, планы на будущее, мораль­ные нормы и правила поведения, его знания и умения и многое, многое другое. И вот хочет того взрослый или нет, специально или случайно, он постоянно откры­вает ребенку этот свой сложный, огромный и невиди­мый пока еще мир - с прошлым и будущим, с при­чинами и следствиями, с добром и злом. «Но как же это возможно?» - спросите вы. Только через рече­вое общение со взрослым. Другого пути в бескрайний мир людей у человеческого ребенка нет и быть не может.

В самом деле, ведь ни один, даже самый талантли­вый, папа не сможет показать ребенку на картинке или на пальцах, что такое вчера или завтра. А говорим мы об этом постоянно, даже с самыми маленькими деть­ми, открывая при этом для них прошлое и будущее время. Например, гуляя с бабушкой по улице, 3-лет­ний Митя увидел кошку. Удивился, обрадовался, хо­тел догнать (но не получилось) и пошел дальше. Так, наверно, эта кошка никогда бы и не вспомнилась Ми­те, если бы на другой день бабушка за обедом вдруг не сказала: «А помнишь, Митенька, какую мы вчера кису видели, как она быстро бегала, а ты ее догонял...» И сразу перед глазами мальчика возникла вчераш­няя история с кошкой, и он начал вспоминать ее по­дробности: кошка с хвостом, убежала, на дерево за­лезла и пр. Он как бы еще раз прожил эту вчерашнюю ситуацию, представил то, чего он не видит сейчас, а что было раньше, в прошлом. Еще чаще мы открыва­ем перед маленьким ребенком будущее время. «Вот сейчас покушаем, поиграем и пойдем сказку по теле­визору смотреть», - говорит мама, и малыш уже весь устремляется в будущее, пусть даже очень близкое. «Завтра мы пойдем в зоопарк», - говорит папа, и перед ребенком начинает маячить призрачное и желанное завтра с медведями и носорогами.

Напоминая детям события их недавнего прошлого и приоткрывая перед ними их будущее, мы как бы растягиваем их жизнь во времени, выводим ее за пределы настоящего момента. Правда, ребенок еще долго путает значения самих слов «вчера» и «завтра» и строит смешные фразы типа «Завтра я был у бабуш­ки» или «Вчера я в кино пойду». Но все-таки именно так он начинает постигать течение времени...

Точно так же малыш осваивает отдаленное пространство. Не только через перемещение в нем и не через свое реальное присутствие в разных точках планеты, но и через речь взрослых людей, через ее понимание (пусть даже иногда и частичное). Ведь, наверное, мало кто из советских дошкольников сумел побывать в Африке и тем более на реке Лимпопо. Однако эта местность вместе с доктором Айболи­том Чуковского прочно вошла в жизнь наших детей, потому что

А в Африке, а в Африке на черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо.

Постепенно через речевое общение со взрослыми расширяется и углубляется мир маленького ребенка.

Известно, что сначала в жизни каждого человека по­является именно диалогическое общение - вопросы и ответы. Ни долго слушать, ни тем более сообщать маленький ребенок еще не может. Таким образом, диалог создает тот необходимый речевой контакт, в ходе которого удовлетворяются многие важнейшие потребности малыша.

Однако сначала инициатива в таком диалоге при­надлежит взрослому: он говорит, рассказывает, а ре­бенок просто слушает, причем зачастую не слишком внимательно, и, кажется, мало что понимает. Но это только кажется. Потому что вдруг этот же ребенок начинает задавать необыкновенно умные и глубокие вопросы.

Сто тысяч почему

— Почему луна на землю не падает?

— Почему у собаки много ног, а у меня две?

— А если Пушкин умер, почему же тогда сказки Пушкина?

— Может козел жениться на еже, и какие у них бу­дут дети - с рогами или иголками?

— Почему курица не летает, а крылья у нее есть?

— Почему девочки носят платья, а мальчики нет?

В 4-5 лет дети буквально начинают засыпать взрос­лых подобными вопросами. Этот возраст так и назы­вают иногда «возрастом почемучек». Необузданное детское любопытство было неоднократно воспето в песенках и стишках. Достаточно вспомнить «Поче­мучка, почемучка, милый мой» или «Сто тысяч по­чему».

Детские вопросы не только вызывают умиление и восхищение взрослых, но порой заводят их в тупик. Потому что простые, однозначные ответы на них, до­ступные детскому пониманию, просто невозможны. Эти ответы предполагают подробные и обстоятельные объ­яснения законов живой и неживой природы, которые ребенок в 4-5 лет еще не в силах постичь даже с помощью самого образованного взрослого. А если да­же взрослый и попытается дать научно обоснованный ответ на вопрос ребенка, малыш поймет его весьма своеобразно. Так, один мальчик за обедом спросил своего папу, зачем в курице есть кости. Выслушав про­странное сообщение отца об опорной функции ске­летных костей у позвоночных, мальчик суммировал его объяснение следующим образом: «Значит, кости нужны для того, чтобы мясо не падало на землю».

Вопросы пятилетнего ребенка порой поражают взрослого своей неожиданностью. В сознании ребен­ка удивительным образом уживаются самые несовме­стимые, с точки зрения взрослого, понятия. Когда ма­ма однажды спросила свою пятилетнюю дочку, кто такой Хрюша из передачи «Спокойной ночи, малы­ши!», она, не задумываясь, ответила: «Обыкновенный живой игрушечный говорящий поросенок. Что тут непонятного?» Для ребенка вполне естественно, что волшебное и реальное, живое и неживое могут легко совмещаться в одном предмете. Ум ребенка напря­женно работает, обобщая и анализируя окружающий мир, совершая своеобразные открытия, которыми де­ти охотно делятся со взрослыми: «А правда, что ман­дарин - это сын апельсина?», «Мам, посмотри, хомяки сделаны из мышек!». Эти вопросы и умозаключе­ния дошкольников свидетельствуют о появлении очень важной потребности, присущей только человеку, - потребности объяснять мир. Потребность и способность дошкольников объяснить мир не раз ис­следовались психологами. Здесь нам важно подчерк­нуть, что познавательная потребность ребенка возни­кает, удовлетворяется и развивается в речевом обще­нии со взрослым. Только слово, высказывание, рас­сказ взрослого помогают дошкольнику по-новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, чего он не может видеть, связать воедино то, что совсем не связано в его повседневной жизни, и сформулировать свои собственные вопросы.

Первые вопросы и умозаключения дошкольников - важный показатель того, что речь ребенка пере­дала быть связанной только с практическими, дело­выми потребностями - дать, помочь, принести и пр. Взрослый становится для ребенка не только источником тепла, ласки, помощи в его конкретных практических нуждах, но и источником новой информации, Теперь уже недостаточно быть внимательным к ребенку, кормить, одевать его, играть с ним в игрушки, Нужно еще постоянно разговаривать, рассказывать о том, чего сам ребенок еще не знает, и конечно же, отвечать на его вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: