На основе результатов анализа конкурентоспособности товаров, финансового, технического, социального и организационного состояния предприятия формируется политика комплексного развития организации.
Политика организации – это генеральная линия системы стратегических мер, проводимая руководством организации в какой-либо области деятельности, в т.ч. инновационной.
Целью инновационной деятельности является получение результата путем внедрения новых достижений.
Для определения сфер инновационной деятельности существуют основные стратегии предприятия.
К – повышение качества выпускаемого товара. Стратегия ведет к увеличению предприятий, организаций, но со значительным риском.
Ц – снижение цены товара при сохранении без изменения остальных стратегий. Она направлена на прочное внедрение на рынок, реализацию изготовленного товара и освоенных технологий. Побочным эффектом является снижение прибыли организации.
С – снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освоения новых технологий, новых методов организации производства и труда, менеджмента. Стратегия ведет к увеличению прибыли.
|
|
V – увеличение программы производства товара или объема продаж для того же рынка без изменения остальных стратегий. Ведет к увеличению прибыли предприятия за счет увеличения масштабов производства.
Р – основание нового рынка сбыта, повышение качества сбыта товара, его сервиса. Ведет к увеличению прибыли.
Виды инноваций, необходимых для
реализации стратегии предприятия
основные виды инноваций, необходимых для реализации стратегии | основные стратегии предприятия | ||||
К | Ц | С | V | Р | |
1. Создание совершенно нового товара на основе изобретения | + | + | + | ||
2. Совершенствование выпускного товара на основе ноу-хау | + | ||||
3. Внедрение новых технологий на основе изобретения | + | ||||
4.Совершенствование действующей технологии на основе ноу-хау | + | ||||
5.Совершенствование организации производства на основе ноу-хау | + | ||||
6.Совершенствание организации труда | + | ||||
7.Формирование или совершенствование системы менеджмента | + | + | + | + | |
8.Улучшение качества сырья, материалов, комплектующих | + | ||||
9.Совершенствование взаимодействия с внешней средой организации | + | + | |||
10.Соврешенствование функций тактического маркетинга | + | ||||
11.Повышение качества сервиса товара у потребителя | + | ||||
12. Расширение существенного рынка товаров | + | + | |||
13.Основание нового рынка | + |
Таким образом, портфель инноваций представляет собой комплексно-обоснованный перечень новшеств покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению в организацию.
|
|
Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже.
Портфель новшеств организации
Наименование и вид новшеств | Идея новшества | Уровень новизны | Разработчик | Сроки внедрения | Затраты на внедрение | Ожидаемый эффект от продажи | |||
начало | окончание | в натуральной форме | в тыс. руб. | в натуральной форме | в тыс.руб. | ||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
Эффективность инновационной деятельности.
Новшества могут быть покупными и собственной разработки, а инновации (как результат внедрения новшеств) могут осуществляться только в самой организации. Инновации не могут продаваться, продаются только новшества для превращения их в инновации предприятия.
Жизненный цикл новшества проходит 3 стадии:
1. накопление в инновационной организации
2. превращение новшества в инновацию
3. продажа как товара
В условиях рынка отношений не существует единых показателей оценки эффективности инновационной деятельности. Каждый инвестор самостоятельно комплектует систему показателей. К этой системе предъявляются следующие требования:
1. показатели должны охватывать процессы на всех жизненных стадиях новшества
2. показатели должны формироваться на перспективу (минимум на 3-5 лет)
3. важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными отношениями и удельными величинами, например: прибыль, рентабельность, цена
4. показатели должны быть согласованы между собой и со всеми разделами плана
5. показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности: доходы, расходы, страхование, ликвидность и т.д.;
6. проектирование окончательных показателей должно осуществляется на основе многовариантных расчетов с определением степени рисков и устойчивости, с использованием остаточного Vма качественной информации, характеризующей все аспекты деятельности организации
Внедрение новшеств может дать следующие эффекты:
- экономический:
1. Прибыль от лицензионной деятельности
2. Прибыль от внедрения новшеств, патентов и ноу-хау
3. Прирост V-ма продаж
4. Улучшение использования производственных мощностей