double arrow

Показатели инновационности организации

Содержание и особенности инновационной деятельности предприятия

Таблица 7

Классификатор инноваций

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
Области применения инноваций Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.
Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
Степень интенсивности инноваций «Бум», равномерная, слабая, массовая
Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:

· технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

· технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

· организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

· информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

· социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

По своей научно-технической значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоинновации. К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет), изменения устаревших поколений техники и технологии, которые по своей сути тормозят технический прогресс. За этим разделением стоят два типа инновационных процессов: пионерный и догоняющий.

Стратегия «пионера» или «первопроходца» означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный мировой опыт показывает, что стратегия «пионера» связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью как самой разработки, так и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже.

Яркий пример тому, события на рынке мотоциклов в начале 1980-х годов. Когда компания Yamaha предприняла попытку атаковать компанию Honda, та в ответ вместо традиционного снижения цен выбрала инновационную стратегию и за восемнадцать месяцев выпустила на рынок 113 новых моделей мотоциклов, не оставив сопернику никаких шансов на успех.

Состояние инновационной деятельности является важнейшим индикатором развития экономики и общества. В реализации инновационного пути развития важная роль принадлежит базовому звену экономики – предприятиям, являющимся непосредственными субъектами инновационной деятельности.

Инновационная деятельность и ее результативность рассматриваются в аспекте конкурентных преимуществ и инновативности современного предприятия.

Инновативность предприятия отражает его способность реагировать на изменения внешней среды путем выпуска новой или усовершенствования производимой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования систем организации и управления.

В настоящее время сформировалось два основных подхода к раскрытию содержания инновационной деятельности предприятия.

Традиционно инновационная деятельность предприятия рассматривается в рамках его научно-технической политики, связанной с разработкой и внедрением нового продукта. В этом случае инновационная деятельность предприятия представляется в видепроцесса по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия).

В качестве основных этапов инновационной деятельности выступают: разработка, внедрение, освоение и коммерциализация инноваций. Реализация обозначенных этапов предусматривает следующие виды деятельности:

· проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, видов техники, новых конструкций и изделий, подбор необходимого сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

· разработка технологического процесса изготовления новой продукции;

· проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления новой продукции;

· разработка и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

· исследование, разработка или приобретение информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

· подготовка, обучение, переквалификация персонала, необходимого для проведения НИОКР;

· проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

· организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и др.

В современных условиях важное значение в решении проблем коммерциализации инноваций имеет патентно-лицензионная деятельность предприятий, связанная с оформлением патентов и продажей лицензий на промышленное или коммерческое использование объектов промышленной собственности.

Комплексный подход к инновационной деятельности предприятия ориентирован на использование нововведений, затрагивающих все сферы и области деятельности предприятия. В рамках комплексного подхода инновационная деятельность это деятельность по проведению изменений во всех сферах хозяйственной деятельности предприятия для адаптации к внешней среде с целью достижения эффективности функционирования и обеспечения развития.

Инновационная деятельность предприятий обладает рядом особенностей:

· высокой степенью неопределенности результата и, соответственно, риска;

· значительным отставанием момента получения результата от времени осуществления затрат;

· особым значением человеческого фактора. Успех инноваций во многом зависит от личностных данных участников процесса, их научно-технической компетенции, творческой активности, мотивации труда;

· необходимостью концентрации значительных финансовых ресурсов, особенно для осуществления масштабных инноваций;

· высокими затратами на начальных этапах и стадиях освоения нововведений;

· высокой стоимостью новых видов продукции и услуг, что создает трудности для распространения инноваций.

Для отражения участия предприятия в инновационной деятельности используется понятие инновационной активности. Уровень инновационной активности предприятия определяется количеством видов выполняемой инновационной деятельности, ее качественными характеристиками и результативностью.

Специфика инновационной деятельности требует особых подходов к ее управлению, которые реализует инновационной менеджмент, представляющий особый процесс управления инновационной деятельностью предприятия и ее результатами, включающий функции планирования, маркетинга, организации, контроля и анализа эффективности инновационной деятельности.

Принципы современного инновационного менеджмента:

· комплексность – создание системы (организационной структуры, инновационного маркетинга, планирования, контроля и анализа), позволяющей максимально эффективно использовать преимущества инноваций;

· перманентность, что предполагает создание постоянно функционирующей инновационной базы, позволяющей максимально результативно использовать ресурсы для внедрения инноваций;

· целеполагание и стратегическое планирование инновационных процессов для согласования предприятия с целями конкретных инновационных проектов;

· сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследования и разработки, инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновационными проектами;

· коллегиальность в принятии важнейших решений и обеспечение участие всех звеньев управления и сотрудников в процессе планирования нововведений и инноваций.

В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:

· наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;

· конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;

· эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;

· организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.

В настоящее время в стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, т.е. переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес-проектов.

Для оценки инновационной активности коммерческих организаций используются следующие показатели:

1.Коэффициент финансирования инноваций:

Кин = Зин./ А,

где: Зин. – затраты на разработку и внедрение инноваций, руб.;

А – общая стоимость активов организации, руб.

2. Коэффициент самофинансирования инноваций:

Кин.с = Зсс/А,

где: Зсс – величина собственных средств, направляемых на финансирование иннваций, руб.

3.Коэффициент наукоёмкости продукции:

Кнп = Зниокр/З пр,

где:Зниокр – затраты на проведение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, руб.

Зпр - общие производственные затраты по смете, руб.

К наукоёмкой относится продукция, в себестоимости которой затраты на НИОКР составляют не менее 10%.

4. Коэффициент наукоёмкости нового изделия:

Кни = Ана / Спр,

где: Ана – величина амортизации нематериальных активов в производственной себестоимости нового изделия, руб.;

Спр –производственная себестоимость нового изделия, руб.

5.Коэффициент прироста рентабельности продукции после внедрения инноваций:

Кпр = (Rип – Rпр)/Rпр,

где: Rип – Рентабельность инновационной продукции,%;

Rпр – средняя по предприятию рентабельность продукции,%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: