Сущность и основные понятия инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека.

Изучение теоретических основ и практических методов инновационного менеджмента составляет содержание специальной учебной дисциплины, предусмотренной учебными планами большинства экономических специальностей. Знание основ управления инновационной деятельностью в одинаковой степени необходимо специалистам, занимающимся научными исследованиями, разработчикам новой техники, менеджерам и финансово-экономическим работникам различных сфер бизнеса.

Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с:

- созданием новых потребительских ценностей;

- освоением их производства;

- распространением и использованием;

- введением в хозяйственный оборот и коммерциализацией.

Задачи изучения дисциплины заключаются в:

· изучении теоретических основ управления инновационной деятельностью организаций;

· знакомстве с практическими методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в сфере управления инновационной деятельностью организаций;

· приобретении навыков применения различных приемов и средств принятия решений в области инновационного менеджмента.

Понятие «инновация»заимствованно из английского языка является синонимом нововведения или новшества, и часто используется наряду с ними. В некоторых случаях эти понятие используются отдельно и обозначают разные этапы в процессе формирования инновации. Так новшеством называют новую идею, порядок или изобретение, а нововведение считается использование новшество. Инновацией называют коммерциализованное нововведение, позволяющие извлечь прибыль из данного процесса или изделия. В некоторых источниках эти понятия разделяются более четко[1]:

Инновация – это продукт (товар или услуга) научной деятельности, в результате применения которого в производстве происходят коренные изменения, влекущие за собой кардинальные организационно-распорядительные и производственно-технологические преобразования.

Нововведение – совершенствование определенной части технологического или производственного процесса, не требующее остановки производства и значительных экономических затрат. Нововведение не изменяет организационные и производственно-технологические процессы. Оно направлено как на улучшение процесса изготовления, так и на совершенствование конечного продукта (товара или услуги).

Новшество – творческая мысль, проявляющая себя в элементах производственно-технологической деятельности, которая может иметь дальнейшее развитие в нововведении или инновации. К новшеству можно отнести изобретение или рационализаторское предложение, которое не требует больших экономических затрат. В основном оно позволяет совершенствовать технологический процесс или организацию производственно-хозяйственной деятельности.

При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

Субъекты инновационной деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор – автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков, исполнителей или инвесторов инновационных проектов и программ или проектов и программ поддержки инновационной деятельности.

Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала.

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности.

Например, на уровне организации основными видами ресурсов, которые используются в процессе инновационной деятельности, обычно являются здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование; нематериальные активы (патенты, лицензии, права на «ноу-хау», торговые марки, приобретенные программные продукты); финансовые ресурсы; человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации.

Научно-техническая деятельность, как правило, осуществляется в научных организациях или в инновационных предприятиях типа венчурных компаний.

Научная организация – организация (учреждение, инновационное предприятие), выполняющая НИОКР в качестве основной деятельности независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности.

Впервые к изучению создание новых продуктов и технологий как к самостоятельным экономическим процессам обратился австрийский ученый экономист Й. Шумпетер. Базируясь на теории экономических волн Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетер сформировал концепцию преодоления кризисов в общественном производстве на основе использования инновационных процессов. Он описывает возможности развития общества на основе различного вида нововведений и формулирует основные положения теории мультицикличности волновых колебаний в экономике. Итак, основоположник инновационной теории Й. Шумпетер, исследуя экономические изменения в факторах производства, предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие рыночной системы. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. В 1911 году он определил перечень факторов, изменяющих состояние экономики:

- создание нового продукта

- использование новой технологии производства

- использование новых источников сырья

- использование новой организации производства

- создание новых рынков сбыта

В 1930 году Й. Шумпетер вводит понятие – инновация, а также он ввел понятие деловых циклов. Деловые циклы Шумпетера–это волновые колебания, такие же как и циклы Кондратьева, имеющие иерархическую вложенность. В каждый большой цикл конъюнктуры входит несколько средних циклов, а в каждый средний – несколько коротких циклов. В длинные волны входят циклы периодом в пятьдесят пять лет (цикл Кондратьева). Со средними циклами – десять лет – связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в два года четыре месяца распространены Шумпетером на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции. По модели Шумпетера причиной динамических изменений является вторжение новатора, который как предприниматель энергично отвлекает факторы производства от существующих каналов, открывает начало новой динамической фазе. Благодаря активности в инновационной деятельности создаются новые ценности, происходит технический прогресс в средствах производства. Появилась возможность преодоления кризисов и спада в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие нововведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: