Виды и формы экономического контроля обусловлены соответственно организационным и методологическим классификационными подходами.
Под видами контроля (организационный подход) понимают структурные или классификационные единицы в системе контроля (рис. 1).
Рис. 1. Виды экономического контроля
По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля различают контроль:
- внутренний – субъект и объект контроля входят организационно входят в одну систему;
- внешний – субъект не входит в ту же систему, что и объект.
Внутренний контроль подразделяется на:
- внутрихозяйственный – проводит бухгалтерская служба организации, внутренний аудит, внутренняя ревизия;
- внутриведомственный контроль – осуществляется за деятельностью подчиненных объединений, предприятий в рамках отдельного министерства или ведомства.
Внешний контроль подразделяется на:
- государственный – призван обеспечивать:
а) полноту выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (налоговый, таможенный, валютный, финансово-бюджетный контроль);
|
|
б) соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований законодательства;
в) целевое, эффективное и рациональное использование государственных средств;
г) анализ финансового состояния государственных предприятий и организаций с государственным участием, эффективность использования ими государственных финансовых и материальных ресурсов.
- общественный – основой контроля является соблюдение принципов гласности, свободы слова и открытости. Он реализуется на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу через средства массовой информации;
- аудиторский – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами.
В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль различают:
1. Вневедомственный – предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования. Преимуществом является объективность и обстоятельность проверок. Но эффективность такого контроля снижается из-за некомплектности и несистематичности проверок.
2. Ведомственный – осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства. Преимущество этого контроля заключается в непосредственной связи с функцией управления отрасли и его специализации применительно к отраслевым особенностям, технологии и т. д.
|
|
Основу методологического классификационного подхода экономического контроля составляют формы его осуществления, означающие сферу и технику проведения тех или иных контрольных мероприятий (рис. 2).
Рис. 4. Формы экономического контроля
По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют:
1. Правовой контроль – осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.
2. Экономический контроль – осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.
3. Производственно-технический контроль – осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства.
В зависимости от времени проведения контроля различают:
1. Предварительный контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель – предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.
2. Текущий контроль – производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель – оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.
3. Последующий контроль – осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель – установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.
В зависимости от источников контрольных данных выделяют:
1. Документальный контроль – контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.
2. Фактический контроль – контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств.
По охвату проверяемых объектов выделяют контроль:
1. Сплошной – проверка объектов в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью;
2. Выборочный – ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.
По периодичности проведения можно выделить:
1. Систематический (регулярный) контроль – производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;
2. Разовый (эпизодический) контроль – обусловлен в основном теми или иными общественными интересами (инициативами).
По способам осуществления различают следующие виды контроля:
1. Ревизия – всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.
2. Тематическая проверка – изучение одной из сторон хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (например, сохранность денежных средств).
3. Служебное расследование – ведется по инициативе руководителя предприятия, поводом являются факты злоупотреблений должностных лиц.
4. Следствие (расследование) – процессуальные действия, в ходе которых уславливается виновность отдельных лиц. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.
|
|
5. Хозяйственный спор – это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда РФ, а также судами общей юрисдикции.
6. Обследование – применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.
7. Экономический анализ – выявление влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность, ликвидность и т.д.).
8. Аудит – осуществляется независимыми аудиторами с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности.