Маркетинговая среда - совокупность субъектов и сил влияющих на деятельность фирмы на рынке. Выделяют:
1) Внутренняя (эндогенная) среда входит в категорию контролирующих фирм сил на рынке.
2) Внешняя (экзогенная) - невозможность контроля или недостаточный контроль.
А. Микросреда, в которую входят факторы непосредственно связанные с деятельностью фирмы:
- Поставщики;
- Потребители;
- Конкуренты;
- Посредники.
Б. Макросреда - внешние силы и факторы, которые существуют независимо от фирмы, но оказывают влияние на ее деятельность:
- Социально - демографические факторы, все население делится по полу, возрасту, социальному статусу, в соответствии, с чем формируется потребность.
- Технология, включает в себя уровень развития научно- технического прогресса. Исследуется для долгосрочного планирования деятельности фирмы;
- Природно-климатические факторы, связаны с географическим положением страны и климатическими условиями;
- Средства массовой информации;
- Экономические факторы, связаны с уровнем экономического развития страны или региона и различных стран с высоким, средним и низким уровнем жизни;
- Политические факторы;
- Факторы культурного окружения.
Микро- и макросреда оказывают влияние на деятельность фирмы на рынке.
Определение и типология рынка.
Рынок - совокупность товарных потоков, услуг валютных, кредитных и иных отношений внутри национальных хозяйств стран или между странами.
Рынки делятся на товарные и финансовые.
Типология рынков связана с видами конкуренции и видами производимых товаров.
Матрица типологии рынков.
Типы рынков | Число фирм | Вид товара | Контроль цен | Наименование конкуренции |
Совершенная конкуренция | Очень много | стандартный | Нет контроля | Нет |
Монополистичес кая конкуренция | Много | Дифференцированный | В узких рамках | Реклама |
Олигополия | Несколь ко фирм | Стандартный или дифференцированный | Ограничен ный | Различные формы |
Монополия | Одна | Уникальные | Значительный | Консьюмеризм |
Консьюмеризм - защита прав потребителей.