1. Мальтузианский дискурс, направленный на оправдание сокращения численности населения на планете, регулирования рождаемости и всех демографических процессов. Российское правительство стимулирует рождение 2 и последующих детей, в то время как в Китае государственная политика ограничивает рождение детей с помощью системы штрафов. Представители феминистского движения протестуют против социального контроля над репродуктивной функцией. Немалую тревогу представляет контроль и выбор пола будущего ребенка, что еще больше ставит положение женщин в неравное положение с мужчиной. В развитых странах характерно превышение женского населения над мужским, в то время как в странах с традиционной культурой соотношение обратное, т.к. в таких странах плохо развито здравоохранение и защита репродуктивной функции женщины и большое количество женщин умирают во время родов.
2. Евгенический дискурс, предусматривающий улучшение жизни на планете. Евгеника возникла на основе эволюционной теории. Главная цель ее – предохранение человеческого рода от вырождения путем отбора наиболее ценных производителей улучшить человеческую природу. Выживание детей, родившихся с различными заболеваниями, ведет к накоплению генетического груза. В результате каждое последующее поколение рождается менее жизнеспособным, а потому более зависимым от искусственной среды, т.е. требуется все большая социальная защита. Эти проблемы породил и государственную политику контроля качества над человеческой популяцией. В ряде стран серьезно обсуждалась возможность стерилизации психически больных и велась активная пропаганда за усиленную размножаемость особо талантливых людей. Гитлер сделал евгенику частью своей идеологией, чем надолго скомпрометировал эту науку.
|
|
3. Дискурс человеческих ресурсов. Это вид государственной политики, направленный на укрепление репродуктивного здоровья населения, в том числе и подростков, и сохранения человеческого потенциала. С 1990-х годов органами здравоохранения России принимались меры по предупреждению абортов, закупке контрацептивов. В течении многих лет планирование семьи рассматривалось только с медицинских позиций. Но практика показывает, что решение этого вопроса требует комплексного подхода. Согласно определению ВОЗ (1994г.), репродуктивное здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней в данных сферах. Чтобы достичь успехов в репродуктивном здоровье в программе действий, принятой на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир 1994, 179 стран), в ней говорится, что все страны должны стремиться к тому, чтобы как можно скорее и не позднее 2015 г. Сделать доступным основную систему здравоохранения по репродуктивному здравоохранению всех людей, достигших совершеннолетия. Эта доступность, помимо прочего, должна включать консультирование по планированию семьи, информацию, образование, коммуникацию и услуги; наблюдение за беременной женщиной, обучение ее правилам гигиены, безопасные роды, послеродовой наблюдение; предотвращение и соответствующее лечение бесплодия; аборты, включая их предотвращение и терапия последствий; лечение инфекций половой системы, ЗППП; информацию, образование и консультирование по всем вопросам сексуальной сферы, репродуктивного здоровья и родительских обязанностей.
|
|
Репродуктивное здоровье, как и здоровье в целом определяется социально-экономическим положением, экологией, социально-культурной составляющей, качеством и доступностью медицинской помощи. С 1991 года в РФ осуществляется программа «Планирование семьи», направленная на охрану здоровья женщин и детей, борьбу с абортами, квалифицированное информирование подростков и молодежи по вопросам репродуктивного поведения, предохранения от нежелательной беременности, защита от ЗППП. В первые десятилетия 21 века число абортов превысило число рожденных детей. Чтобы уменьшить их число, нужно вести разъяснительную работу, а также прививать населению идеологию здорового образа жизни. С 1995 года действует программа «Безопасное материнство», целью которой было сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых и желанных детей, снижение числа абортов, показатели материнской и младенческой смерти. С 2000 года правительство особое внимание обратило на здоровье подростков, т.к. в этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал нации. По данным всероссийской диспансеризации около 30% детей до 17 лет признаны здоровыми. Анализ документов свидетельствует о том, что в государственой политике укрепления репродуктивного здоровья преобладает женский взгляд, а не гендерный подход. Эти программы отражают факт позитивной дискриминации, характеризующийся сдвигом внимания в сторону женского здоровья и женской фертильности. Нет программ, касающихся непосредственно репродуктивного здоровья мужчины.
6. Гендерный подход в сохранении репродуктивного здоровья подростков. В условиях социально-экономической нестабильности в России за последние 15-20 лет в состоянии здоровья детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции, такие как распространенность факторов риска, влияющих на ухудшение здоровья и развитие подростков, увеличение заболеваемости и инвалидности. Интенсивность ухудшения качества здоровья детей в 3,5 раза выше, чем у взрослых. Абсолютно здоровых девочек за последние 10 лет с 28% уменьшилось до 6%. Увеличилось число гинекологических заболеваний у подростков. От 20 до 50% старшеклассников имеют ограничения в выборе профессии. Около 30% юношей признаны негодными по отношению к армии. Среди детей и подростков возникает количество социально-обусловленных и социально-значимых заболеваний, что не в последнюю очередь связано со снижением уровня моральных норм в семье и обществе. С распространением среди детей и подростков вредных привычек, рискованных форм сексуального поведения и связанных с ними больными. 25% девушек школьного возраста страдают проблемами репродуктивной системы. Причины падения репродуктивного здоровья подростков: заболевания половой системы различной природы, раннее начало сексуальной жизни (средний возраст 16 лет), беспорядочные половые связи.
|
|
Гендерный подход призван определить механизмы системы здравоохранения и социального развития, с помощью которых можно поддержать здоровье юношей и девушек. Среди существующих методологических подходов к изучению здоровья подростков, можно выделить два. 1. Состоит в отборе и анализе факторов здоровья подростков с точки зрения взрослых. Это могут быть рациональные факторы, такие как рациональное питание, занятие физкультурой, соблюдение личной гигиены, соблюдение распорядка дня. Так и отрицательные факторы – курение, употребление алкоголя и наркотиков и т.д. Результаты исследований показали, что у подростков совершенно отсутствует потребность в заботе о своем здоровье и присутствует непонимание значения негативных факторов на их организм. 2. Предусматривает исследование факторов, значимых с точки зрения подростков, таким как, информированность по медицинским вопросам, включая сексологию, в путях подготовки подростков ко взрослой жизни, адаптации к ней. Исследования показали, что существует прямая зависимость между степенью доброжелательных отношений с родителями и состоянием здоровья подростков, вредных привычек и школьной успеваемостью.
В качестве основных направлений охраны репродуктивного здоровья подростков признаются: предупреждение подростковой беременности, предупреждение ЗППП, оказание комплекса медико-санитарных услуг в специальных медицинских учреждений, распространение информации о репродуктивном здоровье как среди подростков, так и среди родителей, улучшение просветительской работы в учебных заведениях, увеличение исследований, факторов, влияющих на репродуктивное здоровье подростков. С целью сохранения репродуктивного здоровья школьников можно реализовывать следующие мероприятия:
1. Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.
2. Расширение объема мероприятий по профилактике нарушения репродуктивного здоровья среди детей и подростков.
|
|
3. Реализация идеи волонтерства по формированию практических навыков здорового образа жизни у подростков.
4. Привлечение к сотрудничеству работников других организационных структур, таких как: врачей-наркологов, сексологов, специалистов по планированию семьи для профилактики социально-опасных заболеваний.
5. Формирование у ребенка и их родителей чувство ответственности за состояние своего здоровья.
Л 6. Насилие против женщин и гендерная специфика отклоняющегося поведения