Религия, философия и социология о месте женщины в обществе

Положение женщины в религиях. Процесс обожествления женщины протекает до возникновения христианства. В библии сказано, что Бог создал мужчину, а затем ему в помощь из ребра женщину. В христианстве женщины должны повиноваться мужчине, как господину, потому что муж глава жены, как Христос глава церкви. В средневековье усиливается призрение к женщине. Отношение с ними считалось страшным грехопадением, в частности, Платон в своих работах утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после смерти переселяются в женщин. Вся средневековая католическая церковь была пронизана инквизициями, в которых на 100 женщин был уничтожен 1 мужчина. В настоящее время католическое духовенство изменило отношение к женщинам и сегодня женщины служат даже в охране Папы Римского. Предназначением женщины в католической церкви считается материнство и хранительница очага. Во всех религиях сегодня стоит вопрос, может ли быть женщина священнослужителем. В частности, в христианской церкви только протестанты допустили женщину до служения престолу. У мусульман женщина – это неполная душа с неясной загробной жизнью. Она не может молиться вместе с мужчиной и не может выходить замуж за представителей другой веры, в то время как мужчине-мусульманину это разрешается. Шариат предусматривает некоторые различия ролей мужчин и женщин в области прав и обязанностей. Эти различия касаются брака, развода, юридического статуса, одежды и образования. Сегодня несколько изменилось положение женщин в странах ислама (Турция, Сирия, Египет), в которых также поддерживается принцип равенства в социально-экономической и культурной жизни.

Философы о роли женщин. Платон в своей работе «Государство» («Об идеальном государстве») предполагал равенства полов, т.е. оба пола должны осваивать одинаковые занятия и ремесла, при этом женщина служит средством достижения мужского счастья. Такого же мнения придерживался и Аристотель. Э. Кант поддерживал идею о низких ментальных способностях женщины, что служило условием равновесия общества. Он считал, что недостаток абстрактного мышления развивает в женщине вкус, чувство прекрасного, чувствительность и практичность, которые играют существенную роль в семейной жизни и функционирования общества. Мужчина уравновешивает женские недостатки и, таким образом, создается гармоничная пара. В эпоху ренессанса и реформации в Европе должно измениться было отношение к женщине, но свелось к тому, что она стала объектом эстетического наслаждения, сохраняя свою подчиненное положение. Жан-Жак Руссо, выступавший за признание уравновешенности способностей мужчин и женщин, тем не менее, считал, что власть должна принадлежать мужчине. Буржуазное капиталистическое общество породило множество псевдо теорий о женской неполноценности. Например, Шопенгауэр, Ницше, Венингер утверждали, что природа одарила женщин лишь притворством, лживостью, неблагодарностью, изменой.

Социологи о статусе женщины в обществе. Сен-Симон предавал огромное значение общественной деятельности женщин и считал, что мужчина и женщина только во взаимодействии должны принимать любые общественные решения. Бебель в своей книге «Ж и социализм» дал глубокий анализ путей социального освобождения Ж, необходимостью заниматься ей творческой деятельностью. Она должна быть полезным и равноправным членом общества, наравне с мужчиной, иметь возможность развиваться физически и умственно требовать признание своих прав. Белинский и Чернышевский писали, что превосходство мужчины мнимое, что в будущем женщина не будет рабою общества и мужчины, а будет придаваться своим склонностям, не теряя доброго имени. Большое внимания проблеме эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, опеки, угнетения, уравнения в правах) уделяли Энгельс и Ленин, считая необходимым вовлекать их в общественное производство, меняя характер отношений в семье. Таким образом, наука достаточно глубоко и объективно разобралась в сущности диалектики общественного развития и высоко оценила роль женщины. Она доказала, что различное положение М и Ж в большинстве случаев самым непосредственным образом определяются их разной ролью в воспроизводстве. Вопрос о равенстве или неравенстве женщин стал политическим, патриархальная политика ведет к дискриминации женщин, общественное мнение мешает самореализации женщин, хотя равенство полов декларировано в большинстве стран, нет равных возможностей для его реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: