Менеджер должен ясно представлять себе характер деятельности своей организации на сегодняшний день и в будущем, а также продумать долгосрочную концепцию развития организации на 5-10 лет. Именно, то, что видится менеджеру относительно места своей организации на рынке, а также долгосрочного курса ее развития, и является стратегическим видением.
На стратегическом видении базируется миссия организации и стратегические цели.
Миссия – это обобщенная формулировка главной цели, фундаментальная причина ее присутствия в данном бизнесе.
Четкое видение определяет правила, по которым организация должна действовать в каждое время. Если предприниматель хочет, чтобы его бизнес был успешным, стратегическое видение для него – не роскошь, а необходимость. Так как ни одна организация не может двигаться вперед, не имея четкого представления о том, куда она идет и чего хочет достичь.
В связи с этим, высшее руководство организации должно тщательно разрабатывать стратегическое видение, отражающее желательное состояние организации в будущем, идеальное представление об этом будущем или мечту.
|
|
Стратегическое видение – это перспективный взгляд на развитие организации. Оно обозначает пункт назначения для всех заинтересованных групп в сотрудничестве с ней.
Разработка видения представляет первый шаг к разработке стратегического плана организации (рис. 3.).
Рис. 3. Видение, миссия, цели
Миссия любой стратегии организации отражает ее главное, важнейшее намерение. Формулировка миссии определяет, почему организация действует в конкретной бизнес-среде.
По мнению Акоффа, хорошая формулировка миссии должна обладать пятью основными характеристиками:
· давать определение бизнесу, в котором фирма желает действовать;
· дифференцировать фирму от ее соперников, подчеркивать ее уникальность;
· создавать основу для формирования целей;
· воодушевлять и мотивировать;
· быть приемлемой (подходящей) для всех заинтересованных лиц внутри фирмы и за ее пределами [10].
Формулировка миссии состоит из пяти элементов. В ней должны находить отражение следующие значимые составляющие:
1) рассуждение о природе бизнеса, которым занимается организация;
2) учет реакции на миссию со стороны потребителей, а не самой организации;
3) базовые ценности и убеждения организации;
4) элемент устойчивого конкурентного преимущества;
5) обобщение основных причин выбора данного конкретного подхода к бизнесу и клиентам.
Миссия должна дифференцировать организацию, указать на ее персональные особенности, отличающие ее от всех существующих и потенциальных конкурентов.
|
|
Задача миссии – стимулировать и вдохновлять сотрудников организации, порождать мотивацию и деловую активность.
Для правильного определения бизнеса организации стратеги должны найти ответы на три главных вопроса:
1) Какие потребности клиентов намеревается удовлетворить наш бизнес?
2) Какие группы потребителей составят целевой рынок?
3) Какие технологии используются для удовлетворения потребителей?
Диверсифицированные организации формируют свою миссию и определяют сферу деятельности в более общем или широком виде, чем узкоспециализированные организации.
Особое место в процессе стратегического менеджмента отводится формированию миссии для ключевых функциональных отделов. (НИОКР, маркетинг, финансы и др.).
Каждый отдел, сформировавший свою миссию, получает дополнительный выигрыш от согласованных целеустановок организации, определяющих вклад отдельного подразделения в реализацию ее миссии, а также сферу деятельности и направление движения.
Предполагается, что миссия выполняет три важных роли:
Ø определяет направление движения бизнеса;
Ø служит для убеждения в оправданности ее бизнеса тех, кто присоединяется к кругу заинтересованных лиц;
Ø играет важную роль в вовлечении всех сотрудников организации в атмосферу общих ожиданий, служит мощным мотиватором.
Формулировка миссии не является вечной. Она претерпевает изменения с учетом происходящих перемен в окружающей среде.
В то же время в мировой практике ведения бизнеса существуют примеры явного «долголетия» миссии. В 1946 году со стартовым капиталом в 500 долларов была основана компания «Сони» [11]. Безусловным лидером и одним из основателей компании Ибука в том же 1946 году в общих чертах было сформулировано предназначение «Сони», которая «должна была стать новатором, мозговым трестом», оригинальным способом производящим новейшие техноёмкие товары. В соответствии с этим предназначением в течение многих десятилетий выстраивались приоритеты и стратегия компании. Основными ресурсами компании считались: сотрудники, исследования, маркетинг.
К сожалению, российский бизнес слишком молод, для приведения подобных примеров из практики нашей страны.