Понятие стратегии в плане производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажной организации может трактоваться как:
поведение строительно-монтажной организации в среднесрочной и долгосрочной перспективе, позволяющее постоянно успешно функционировать в конкурентной среде;
общий всесторонний план осуществления строительно-монтажной организацией своей миссии и достижения глобальных целей в перспективе;
совокупность перспективных направлений ее деятельности в области строительного производственного менеджмента, маркетинга, финансов;
план мероприятий перспективного характера по развитию производственного потенциала и мощности строительно-монтажной организации, сферы и масштабов деятельности, качественному совершенствованию производимой конечной продукции строительства.
В отличие от текущего управления производством и производственно-хозяйственной деятельностью стратегия деятельности направлена на перспективное производственное и организационно-экономическое развитие строительно-монтажной организации. Однако, для того чтобы стратегия была эффективна и осуществлена, ее выработкой и реализацией нужно управлять. Следовательно, необходимо стратегическое управление строительно-монтажной организацией как составной частью общей системы управления.
|
|
Стратегическое управление строительно-монтажной организацией можно определить как область выработки ее политики иосуществления мер по техническому иорганизационному развитию строительного иобслуживающего производств, позволяющих достичь поставленных долгосрочных целей хозяйствования, конкурентного преимущества на рынках строительной продукции, строительных подрядов и строительных услуг, экономического выживания в случаях резких изменений в экономической окружающей среде.
Необходимость стратегического управления обусловлена следующими причинами:
нестабильность инвестиционного рынка, рынка недвижимости, строительного рынка;
нестабильность внешней экономической среды функционирования строительно-монтажных организаций, как и всех хозяйствующих субъектов;
общий научно-техническим прогресс в отраслях национальной экономики, в частности в сфере строительства;
обострение конкурентных отношений на внутреннем и международном рынках строительных услуг.
Стратегическое управление тесно связано со среднесрочным планированием осуществления хозяйственной деятельности. Взаимосвязь между ними проходит по определению способов достижения целей, по характеру планов деятельности, применяемым инструментам планирования деятельности, характеру реакции к изменениям параметров внешней экономической среды и др. Так, при среднесрочном планировании деятельности ставится цель стабильного обеспечения прибыли в этот период, разрабатываются перспективные планы производства и бюджеты хозяйствования.
|
|
В рамках же стратегического управления ставится цель обеспечения конкурентоспособности строительно-монтажной организации в долговременном периоде, определяются необходимые для этого общие направления деятельности и основные проекты по ее техническому и организационному развитию. Также при определении инструмента планирования деятельности в процессе принятия решений на среднесрочную перспективу применяется бюджетирование (т.е. определяются конкретные меры с выделением средств на их осуществление), а в рамках стратегического управления - вариантные проработки.
В плане стратегического управления любой фирмой, в том числе строительно-монтажной организацией, придают особое значение следующим понятиям:
миссия;
стратегическая зона хозяйствования фирмы;
виды стратегий.
Миссия фирмы – это ее назначение и смысл функционирования, определяемые характером производимой продукции, товаров, услуг, соответствием их запросам потребителей (покупателей), местом фирмы на рынке, сегментом, который она занимает на соответствующем рынке, ее целевыми ориентирами и местом в системе межхозяйственных связей.
Миссией крупных проектно-строительных и строительно-монтажных организаций в области жилищного строительства являются удовлетворение спроса на жилье различных слоев населения, рост уровня качества и снижение ресурсоемкости и сроков строительства жилых домов и их инженерного обеспечения.
Миссией крупных строительно-монтажных организаций является удовлетворение спроса на осуществление крупных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению предприятий, зданий и сооружений различного назначения.
Миссией специализированных строительных и монтажных организаций является удовлетворение спроса на строительство специальных сооружений: мостов, туннелей, морских и речных портов, аэродромов, зерновых элеваторов, магистральных трубопроводов, железных и автомобильных дорог, специальных монтажных работ.
Миссией малых строительных организаций являются, как правило, удовлетворение спроса на производство отдельных видов строительных, монтажных, ремонтно-строительных работ, возведение небольших и несложных в исполнении строительных объектов.
От определения миссии строительной организации существенно зависит не только ее текущее положение на строительном рынке, но и положение в перспективе. Если, например, домостроительная фирма не учитывает степень напряженности на рынке жилья, не предусматривает мер по повышению конкурентоспособности возводимого ею жилья, то перспективы ее деятельности ограничены. Также нет перспектив у малых строительно-монтажных организаций, которые не совершенствуют технологию и методы производства строительно-монтажных работ.
Стратегическая зона хозяйствования — это элемент или сегмент рынка, на котором предполагает действовать и действует строитель но-монтажная организация. После распада крупных специализированных союзных трестов в процессе их приватизации создан, например, ряд малых организаций по проектированию и монтажу противопожарной, охранной сигнализации, других слаботочных устройств. Это их зоны хозяйствования и ниши на рынке строительных (монтажных) услуг.
В качестве базовых стратегий при оценке и выработке стратегий строительно-монтажными организациями принимают следующие виды стратегии:
|
|
концентрированного роста;
интегрированного роста;
дифференцированного роста;
целенаправленного сокращения.
Стратегии концентрированного роста предполагают техническое и организационно-экономическое развитие строительно-монтажной организации на принципах концентрации и специализации строительного производства. В рамках крупных строительно-монтажных организаций в результате технологической специализации строительного производства обеспечивается более высокая производительность труда, применяются более совершенные технологии выполнения работ и т.д. В результате снижается себестоимость строительной продукции, обеспечивается более высокий уровень ее качества, а в итоге строительно-монтажная организация обеспечивает свое конкурентное преимущество.
В основе стратегий интегрированного роста лежит процесс кооперирования производства в строительно-монтажных организациях. Кооперирование при этом может осуществляться по горизонтали и вертикали. Строительно-монтажные организации могут, например, приобретать предприятия по производству строительных конструкций, материалов, поглощать или создавать организации и подразделения по производству специальных работ, повышая технологическую замкнутость производства, поглощать другие менее мощные и менее конкурентоспособные организации.
Стратегии диверсифицированного роста предполагают расширение сферы деятельности строительно-монтажной организации. Это расширение может идти не только по пути перевода наличных мощностей строительного производства на другие виды строительства и выполнение других работ, но и по пути создания производственных мощностей других сфер экономики вплоть до создания финансово-промышленных групп, союзов.
Стратегии целенаправленного сокращения применяются в основном тогда, когда необходимо перегруппировать наличные мощности строительно-монтажной организации. Если в районе дислокации строительно-монтажной организации после больших объемов строительства в перспективе потребные мощности существенно уменьшаются, то организация обязана заблаговременно определить, какие мощности необходимо оставить, какие переориентировать на другие производства, а какие передислоцировать и в какие районы.
|
|
С позиции фирм в конкурентной борьбе стратегии подразделяют на наступательные и оборонительные.
Наступательные стратегии предполагают осуществление строительно-монтажными организациями мероприятий по удержанию и приобретению ими конкурентных преимуществ и занятию лидирующего положения на рынке строительных подрядов, строительной продукции и услуг.
Оборонительные стратегии обычно не увеличивают конкурентных преимуществ строительно-монтажных организаций, а лишь защищают имеющиеся позиции на строительном рынке.
6.2 Выбор и планирование стратегий
Выбор стратегий является основой управления техническим и организационным развитием строительно-монтажной организации. Он, в сущности, определяет последствия этого развития и положение строительно-монтажных организаций на рынке строительных подрядов и услуг.
Процесс выбора и последующего планирования стратегий строительно-монтажной организации состоит:
Из анализа, оценки и прогнозирования внешней экономической среды функционирования строительно-монтажной организации, анализа и оценки ее фактического положения на рынке строительных подрядов и услуг, выявления рассогласований между желаемым и действительным состоянием организации, оценки имеющихся ресурсов и времени для принятия и реализации решений по устранению имеющихся рассогласовании;
анализа внутренней среды строительно-монтажной организации;
формирования системы комплексных альтернативных решений выявленной и поставленной проблемы обеспечения требуемой конкурентоспособности на строительном рынке;
выбора решения проблемы исходя из имеющихся ограничений по ресурсам, вероятности и степени достижения генеральной и локальных целей;
разработки общего стратегического плана развития организации.
Анализ и оценка внешней среды функционирования организации состоит:
из анализа и оценки общего состояния экономики страны и региона дислокации строительно-монтажной организации;
проводимой государственной и региональной экономической политики;
анализа тенденций в инвестиционной, кредитной и налоговой политике;
анализа уровня конкуренции и др. (анализ макроокружения);
анализа непосредственного окружения: состоятельности и экономического благополучия потенциальных заказчиков, состояния рынка подрядов, состоятельности других строительных организаций-конкурентов, состоятельности предприятий и организаций - поставщиков строительных конструкций, материалов, состояния рынка труда.
Анализ и оценка внутренней среды строительно-монтажной организации сводятся к анализу и оценке ее производственной структуры, состояния материально-технической базы, действующей системы управления, кадрового обеспечения, масштабов и структуры производства, имеющихся перспективных технических и технологических разработок и др. В результате анализа и оценки определяются слабые и сильные стороны строительно-монтажной организации и ее конкурентная позиция на рынке строительных подрядов и услуг.
С помощью анализа и оценки можно определить уязвимые стороны хозяйствования строительно-монтажной организации, сформировать стратегическое видение ее развития и определить цели-ориентиры этого развития. Стратегическое видение развития строительно-монтажной организации заключается в уточнении ее миссии исходя из сложившегося положения и возможного его изменения. Цели-ориентиры организации — это конкретные параметры, которых должна достигнуть строительно-монтажная организация: уровень рентабельности капитала, масштаб производства, ресурсоемкость и себестоимость строительной продукции, производительность труда и т.д. Основные цели при этом детализируются на подцели, например, цель снижения уровня себестоимости строительной продукции и строительно-монтажных работ на предусматриваемую величину может быть разбита на подцели снижения трудоемкости, материалоемкости производства работ, снижения транспортных издержек и т.д.
На основе комплексного анализа внешней среды функционирования строительно-монтажной организации и ее внутренней среды устанавливаются возможные угрозы производственно-хозяйственной деятельности, время их появления, имеющиеся ресурсы и предпосылки для преодоления или предупреждения этих угроз, а на базе этого формируются различные варианты стратегий развития и поведения организации, определяются варианты целей развития и мер по их достижению.
Первоначально при этом рассматриваются все возможные варианты, из которых затем отбираются наиболее приемлемые для реализации по ресурсным возможностям, более полно соответствующие критериям эффективности, имеющие наименьшую степень риска при реализации. Затем из предпочтительных вариантов по тем же критериям, но при более полном рассмотрении каждого принимается окончательный вариант.
После принятия варианта стратегии и целей-ориентиров развития строительно-монтажной организации разрабатывается o6щий стратегический план ее деятельности в этом направлении.
Общий стратегический план деятельности строительно-монтажной организации содержит:
основные цели, задачи и показатели ее технического и организационного развития;
программы комплексных технических и организационных мероприятий по их достижению;
комплексный и детальные планы ресурсного обеспечения предусматриваемых мероприятий.
В качестве основных (главных) целей и задан строительно-монтажной организации в ее стратегическом плане развития могут 6ыть рост и достижение определенного объема производства, рост своей доли на рынке строительных услуг, рост капиталоотдачи, расширение поля деятельности (строительство объектов другого назначения и характера, выполнение других работ, создание промышленного производства строительных конструкций для внутреннего потребления и для реализации на сторону и т.п.), преобразование организации в проектно-технологическую строительно-монтажную и др.
Главные цели разбиваются на подцели и подзадачи. Так, цель увеличения объема производства может быть достигнута за счет диверсификации производственной деятельности, расширения поля деятельности по традиционным для организации направлениям, за счет роста технического и технологического уровня строительного производства, повышения производительности труда. Повышение уровня капиталоотдачи может быть обеспечено повышением производительности труда, снижением ресурсоемкости конечной строительной продукции и строительно-монтажных работ, совершенствованием системы взаиморасчетов и др.
Подцели и подзадачи, в свою очередь, разбиваются на субподцели и субподзадачи. Так, снижение ресурсоемкости строительной продукции и строительно-монтажных работ может быть достигнуто посредством совершенствования проектно-конструктивных решений зданий и сооружений, технологии и методов производства строительно-монтажных работ, повышения степени использования наличного парка строительных машин, снижения транспортных издержек в строительном производстве и при доставке конструкций и материалов на строительные площадки.
Цели стратегического плана обозначаются в нем в виде конкретных показателей и их величин, которые должны быть достигнуты строительно-монтажной организацией к определенным временным периодам и датам.
При разработке стратегических планов имеют в виду и учитывают следующее:
все цели, подцели и субподцели в той или иной мере должны быть связаны между собой;
у каждой строительно-монтажной организации главными могут быть разные цели - для одной организации какая-то конкретная цель может быть главной, а для другой она является подцелью или даже субподцелью.
Программы комплексных технических и организационных мероприятий по обеспечению выполнения целей стратегического плана представляют собой набор взаимосвязанных конкретных мер и действий, обеспечивающих достижение намеченных показателей, отражающих цели и рубежи развития строительно-монтажной организации.
В стратегических планах указывается объем мероприятий, сроки их осуществления и эффект в виде прироста объемов производства и реализации продукции, прироста дохода, прибыли, снижения себестоимости строительно-монтажных работ и конечной строительной продукции и т.д.
Комплексный плои ресурсного обеспечения намечаемых к осуществлению технических и организационных мероприятий развития строительно-монтажной организации необходим как материальная основа и оценка экономической возможности их реализации. В нем определяются ресурсные потребности отдельных программ, подпрограмм и конкретных мероприятий по объему и во времени. Планы ресурсной потребности в программах называют еще бюджетами, а расчеты и определение источников этой потребности бюджетированием.
Общий стратегический план деятельности утверждается органом управления (собранием акционеров, советом директоров) или руководителем строительно-монтажной организации в соответствии с ее уставом.